Автор Тема: СИРИЯ... Четыре времени года...  (Прочитано 10733 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: СИРИЯ... Четыре времени года...
« Ответ #30 : Воскресенье 18 Августа 2013 15:31:19 »
ПРОДОЛЖЕНИЕ


    Мар-Элиас — святилище пророка Илии замечательно панорамным пейзажем, включающим Дамаск и его плодородные сады Гхутаа также гору Касьюн. Святилище состоит из трех основных частей: небольшого природного грота с отдельным входом, малых византийских храмов, заполненных иконами, основного святилища, где сейчас исполняются религиозные ритуалы, и Божественная Литургия в каждую первую пятницу месяца. Монастырь св. Христофора, расположенный на дороге между перекрестком Maarra и монастырем фруктового сада на скалистом плато, состоит из церкви и двора с фруктовым садом. Скальные пещеры и три колодца с водой, окружены каменными стенами. Монастырь св. Христофора упоминается в сирийской рукописи, хранящейся в Ватиканском казначейсте. Праздник Святого Христофора, покровителя путешественников, отмечается тут 9 мая. Церковь Святого Николая находится на восточном входе в старый город, между церковью Св. Петра и церковью Преображения Господня. Эта небольшие отчасти разрушенные древние стены были упомянуты английским писателем Джоном Мадоксом в своей книге о путешествии в 1834 году, как содержащие 3 изображения, два — показывающие двух ангелов, поднимающих верных на Небеса из плена демонов, третье — изображающие историю Творения.

    Спасо-Преображенский монастырь, расположен в северной части старого города на холмах. Церковь Св. Димитрия: Рядом с Шагура святыней в монастыре Божьей матери, она была превращена в специальный музей коллекции монастыря. Церковь Св. Тардус (Thadrus): Русский архиепископ Успенский сказал, что молился здесь в 1843 году. Церковь Св. Варвары. Храм Св. Андрея. Храм пророка Моисея.

    Храм Св. Симеона. Храм Преображения Господня. Церковь Св. Иосифа. Храм Преподобного Сергия св. Вакха. Монастырь Моисея Абиссинского.

Сегодня времена в монастыре непростые — 29 января 2012 года обитель была обстреляна боевиками, снаряд пробил дыру в северной стене. Никто в монастыре, правда, не пострадал. Монахини считают это очередным чудом, покровительством Богородицы.



«Ино побредем дале…»

Увы, но времени остаться дольше в монастыре нет, и, напившись воды, выбираемся наружу, и спускаемся вниз, по дороге, огибающей холм, со стоящим на нем монастырем. Там, вдоль хребта Каламун, проходит дорога в Маалюлю, другое известнейщее христианское селение в окрестностях. Увы, евро-тётушки отказали в возможности оказаться в их тесных рядах, ради того, чтобы доехать до Маалюли на их автобусе.

Впрочем, не очень то и хотелось, но, оказывается, что и желаемого рейсового автобуса из Саеднайи в Маалюлю нет и не будет. Местные жители рекомендуют взять такси, однако мы уже в курсе сирийского гостеприимства, и решаем двинуться автостопом. Планы реализуются лучше некуда — добираемся туда примерно за час, успев за это время сменить 3 машины, обсудить по-арабски с водителями политическую ситуацию в мире, закупить в поселковом магазинчике партию кофе с кардамоном, перекусить местным сыром с лепешечным хлебом, и прогуляться по безлюдному асфальтовому шоссе, насмотревшись притом такой Сирии, которую не покажут ни в одном организованном путешествии.

Наконец, очередной водитель, заряженный на благое дело моим корявым арабским «Каниса… мар Такла… ана съяха мен Русия» высаживает нас у здоровенных каменных ворот на въезде в Маалюлю. Пожалуй, место это наиболее известно среди туристов тем, что тут, в Маалюле, все еще говорят на том диалекте арамейского языка, на котором будто бы говорил Христос. Имеется и целый институт языка, а в монастырях можно, говорят, попросить прочесть «Отче наш» на арамейском так, как молитва звучала во времена библейские…

Селение Маалюля зажато в ущелье между нескольких горных вершин, дома внутри его заполняют все свободное пространство, расползаются по склонам наружу… Повсюду, на улицах, на склонах, на вершинах скал — христианские символы: кресты, надписи, скульптуры святых… Несчетное количество церквей, с крестами, раскинувшими лучи на все стороны света, подсвеченнными изнутри ярко-синим светом: особо впечатляюще они выглядят в сумерках…

Открытые лица местных жителей: женщины тут одеваются скромно и с достоинством, но не кутаются в черные паранджи, которые нет-нет, да встретишь на улицах Дамаска и других городов. Черный цвет в одежде здесь отдан преимущественно монахиням монастырей и духовенству… Девушки в Маалюле также одеты демократично, встречаются среди них и любительницы джинсов, хотя чрезмерная открытость тела не приветствуется и среди них… и совершенно особое впечатление оставляют абсолютно очаровательные дети, доверчивые и любопытные, но совсем не атакующие требованием денег или сувениров…

На вершине центральной скалы стоит Мар Саркис — монастырь св. Сергия (IV в.) или, по другому, монастырь Сергия и Вакха — двух римских воинов, пострадавших за веру на стыке III и IV веков. Через тысячу лет во имя древнего мученика Cергия будет назван другой христианский святитель — Сергий Радонежский…

Как утверждают, в этом монастыре находятся два древнейших на Земле христанских алтаря — Св. Сергия и Девы Марии, и построен он был на месте языческого храма, следовательно, сегодня Мар Саркис — один из древнейших в мире действующих монастырей, ему около 2 тысяч лет…

Дорога от входных ворот в Маалюлю проходит через все селение и в конце концов упирается в здание монастыря святой Феклы. Лестница, ведущая внутрь церкви проходит мимо доски с надписью на трех языках: арабском, английском и русском, призывающих к молчанию, соблюдению приличий и запрету на курение.



Направо от нее лестница уходит круто вверх, к гроту в скале, в котором сегодня расположена часовня Святой Феклы или «Умм аль Бзайзат». Название обозначает на потолок, который сочится каплями воды, напоминающими молоко, просачивающееся из женской груди — «бзайзат». Здесь — место, где сотни лет назад жила св. Фекла, и источник, почитаемый святым, зовется теперь «Источником святой Феклы». Воду из него паломники увозят с собой, набрать ее может каждый совершенно бесплатно. Пещерное обиталище, кстати, типично для этих мест: в окрестных скалах навалом больших и малых пещер, на самой разной высоте. В этих скальных гротах скрывались первые местные христиане, просто поднимались вверх и поднимали за собой лестницы, тем самым спасаясь от преследователей.

Слева от монастыря начинается знаменитая расщелина Феклы.

В «Житии св. Феклы» о ней рассказывается вот что:

«Врачи и волшебники в Селевкии видели, что всякий заболевший каким-либо недугом идет не к ним, а прямо к Фекле, так что хитрым уловкам их пришел конец. Лишившись своих выгод, они обеднели; поэтому они очень опечалились и стали негодовать на добрую целительницу Феклу, которая безвозмездно исцеляла всех приходивших к ней. Движимые завистью и гневом, они замыслили научить неких порочных юношей, чтобы они насильно ее обесчестили; ненавистники так говорили между собою: «Чиста девица Фекла, и поэтому угодна великой богине Артемиде; богиня слушает прошения ее и подает ей силу к врачеванию недужных. А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида, отнимется у нее целебная сила, и тогда опять врачебное искусство наше возвысится».

Раздумывая так, они постарались отыскать бесстыдных юношей для такого гнусного дела и, напоивши вином, упросили их идти и обесчестить Феклу. При этом дали им много денег и обещали дать еще более, если они исполнять их просьбу. Безумные и неверующие они не знали, что Фекла не Артемидиной силой, но благодатью Христовой исцеляет всякий недуг и всякую болезнь!
Развратные юноши, упившись вином, послушались врачей и чародеев; они поспешно направились к Фекле, разжигаемые похотью и полные скверных мыслей и злого намерения. Увидев их, Фекла спросила: «Чада! Что вам нужно?»

Они стали говорить ей в ответ срамные слова. Услышав это и уразумевши их злое намерение, святая Фекла убежала от них; та, которая никогда не страшилась диких зверей, обратилась в бегство от бесстыдных людей. Они погнались за Феклой и преследовали ее, как волки овцу; когда они уже настигали ее, она помолилась Богу, чтобы Он избавил ее от рук беззаконников. Тотчас бывшая на том месте каменная гора Божиим повелением расступилась, приняла святую в свои недра и защитила девство ее. Эта гора сделалась гробом честного тела ее: там она предала душу свою в руки Божии. Всех лет жизни ее было девяносто. Ныне она в нескончаемой жизни прославляет Жизнодавца Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Тут есть некоторое разночтение, поскольку мощи св. Феклы находятся в монастыре, а вариант легенды рассказывает, что уставшая и обессилевшая Фекла, спасаясь от преследователей, взмолилась Богу, и по ее молитвам скала перед ней расступилась, пропустив святую в расщелину… Тем самым Фекла спаслась, а расщелина и по сей день весьма и весьма впечатляет всякого, входящего в нее…

По расщелине туда и обратно — и оказывается, что уже начинается вечер, и пора возвращаться назад, в Дамаск. Впрочем, желающие могут остаться на постой в монастыре св. Феклы… или св. Таклы — к исходу дня некоторые страницы христианской истории начинают представать совсем в ином свете… оставшихся ждет отдых в отдельной келии, ранний подъем на утреннюю службу, завтрак в арабском стиле, но, вместе с тем, и возможность попробовать приготавливаемого здесь маалюльского вина…

Несколькими сотнями метров ниже монастыря, на площади нас будто бы ждет маршрутка до Дамаска. Пятьдесят фунтов, и вот мы уже выезжаем на транссирийское шоссе, направо в сирийскую столицу, налево — на север, в город Хомс, в котором, по преданию, в Церкви Каниса Умм Зуннар (Пояса Пресвятой Богородицы, I век н.э.) — одной из старейших церквей мира — хранится еще одна уникальная христианская святыня — Пояс Богородицы.
Путешествие продолжается…

Источник
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика