Автор Тема: "Хорошие христиане и хорошие подданные"  (Прочитано 1242 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
"Хорошие христиане и хорошие подданные"
« : Воскресенье 29 Октября 2017 21:50:44 »

Перевод: Tortilla
Страна: Чили
Издание: Condor
Автор: Арне Деттман
Датат опубликования статьи: 15 октября 2017


300 лет назад в Пруссии было введено обязательное школьное обучение

"Хорошие христиане и хорошие подданные"



Фридрих Вильгельм I в школе. В 1717 году прусский "солдат-король" ввёл в своём королевстве обязательное школьное обучение

28 сентября 1717 король Фридрих Вильгельм I Прусский издал указ о всеобщем школьном обучении во всех королевских владениях. Детям в возрасте от пяти до 12 лет было, таким образом, предписано обязательное посещение школ или, другими словами, им была предоставлена возможность получить общее начальное школьное образование. Таким образом 300 лет назад прусский король решительно перевёл стрелки в направлении развития школьной истории.

И хотя посещение школы ещё со времён Реформации под патронатом церкви предлагалось в общинных домах, местных школах или в воскресных школах, однако не существовало обязательного для родителей предписания посылать туда своих детей. В своём указе Фридрих Вильгельм жалуется на родителей, пренебрегающих школьными занятиями, описывая очень знакомую нам ситуацию:
"С неудовольствием выслушиваем мы инспекторов и пасторов, жалующихся на то, что родители, особенно в сельской местности, очень небрежны в отсылке детей в школу, из-за чего бедные дети находятся в большом невежестве, касающемся чтения, письма и счёта. " (Вольный перевод, прим. перев.)


Учитель и его ученики, гравюра 1835

Прусский король, как государь и властелин, счёл себя обязанным выступить против такой халатности родителей по отношению к обучению их детей. Посещению школы не должны препятствовать как  отсутствие денежных средств, так и утрата детского труда по хозяйству в часы учения. И хотя посещение школы должно было оплачиваться "двумя третями", а родители зависили от детских рабочих рук, король не желал отступать от затеи первоначального обучения письму, чтению и счёту. Он желал обучить "хороших христиан и хороших подданных" в современном государстве. Пруссия встала на путь модернизации согласно концепции просвещённой монархии.

Таким образом, король совершенно недвусмысленно показал, что понимает некоторые сомнения своих подданных, которые с одной стороны не имеют финансовых средств, а с другой стороны не могут отказаться от помощи своих детей по хозяйству . 


"Вот такой звучит указ: каждый человек должен учиться" (по-немецки это в рифму, прим. перев.) Изображение учителя Лемпеля в книжке Вильгельма Буша "Макс и Мориц"

Потому указ предусматривал, что школу нужно посещать "зимой ежедневно, а летом, когда родители нуждаются в них по хозяйству, по-меньшей мере раз или два в неделю". Хотя летом родители нуждались в рабочих руках своих детей на полях, занятия не должны были совсем прекращаться и укороченные уроки необходимы для того "чтобы выученнок зимой не было целиком забыто."

Если семейного дохода действительно не хватало, чтобы оплатить школу, то о платеже должна была позаботиться корона, что означало погашение долга из общественных средств местной кассы: "если родители средств не имеют, то нам угодно чтобы две трети неимущим в каждом месте было оплачено".

Разумеется, такой указ ни в коем случае не мог вызвать позитивной реакции. Вместо похвалы и воодушевления, Фридрих Вильгельм натолкнулся на значительное сопротивление. Самые различные слои населения восстали против такого порядка. В первых рядах против школьной реформы короля выступили родители, за ними землевладельцы, церковь и, наконец, Генеральная директория (образована в 1722,  высший орган государственной военной и финансовой администрации с соответствующими представительствами на местах, прим. перев.), опасавшиеся непомерных финансовых издержек, поскольку именно они должны были нести основные расходы на создание школ. Хотя стройматерилы поставлялись королём (то есть оплачивались из его личных средств, прим. перев.).
Однако Фридрих Вильгельм оставался непоколебим, рассылая по всей стране комиссии и выпуская рескрипт за рескриптом. Скорее скупой в вопросах государственных финансов государь, упорно противостоял своим министрам, утверждавшим, что такая школьная реформа слишком дорога: "Это всё ничто! Если я строю и улучшаю страну, не делая при том христиан, то всё попусту!" Когда школа была построена, то дальнейшая её эксплуатация не создавала издержек, поскольку учителя, наряду с ведением уроков, долны были сами поддерживать её в порядке. К школьной службе, таким образом, обязывались ремесленники, подёные работники и вышедшие в отставку солдаты.

В то время не существовало педагогического или дидактического образования для учителей. Впервые такая подготовка преподавательских кадров появилась лишь в 19 веке. Школьными учителями в Пруссии 18 столетия были преимущественно церковные служки из деревень, находившиеся, таким образом, под надзором местного пастора. При этом учителя не только помогали в церкви во время подготовки к богослужению или играли на органе, но и служили пастору в качестве рабочих в церкви и мальчиков на побегушках. Над ними много насмехались, о чём например и в 19 веке писал Вильгельм Буш в своей книге "Макс и Мориц".

Королевский указ касался только королевских владений, это значило, что король не мог навязать школьную реформу своим дворянам-землевалдельцам, а только рекомендовать её проведение.

Прусский "солдат-король" своей школьной реформой стал вехой на пути к модернизации Пруссии, которая в 19-м столетии с образовательной реформой Вильгельма фон Гумбольдта совершила ещё один качественный рывок вперёд (о прусских реформах я выкладывала перевод ЗДЕСЬ  )

Школа должна формировать хороших христиан из которых потом будут хорошие подданные, таково было убеждение короля.

К концу правления Фридриха Вильгельма I в 1740 существовало 1.480 школ, таким образом их число по сравнению с 320 деревенскими школами в 1717, выросло более чем на четверть.

Оригинал статьи
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн bayer_a

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3101
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #1 : Воскресенье 29 Октября 2017 23:54:24 »
Очень познавательно, спасибо.
Пластмассовый мир победил

Оффлайн Djangarovka

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5879
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #2 : Понедельник 30 Октября 2017 08:06:41 »
Очень интересно, спасибо :give_rose:

Оффлайн HAZAR

  • Ордынец
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1789
  • СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #3 : Понедельник 30 Октября 2017 10:04:16 »
Спасибо, интересно  :give_rose:

Сссылка на оригинал не работает
 :pardon:

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #4 : Понедельник 30 Октября 2017 12:01:29 »
Спасибо, интересно  :give_rose:

Сссылка на оригинал не работает
 :pardon:

Пожалуйста)) Мне приятно, что понравился перевод. Я вообще трепетно отношусь к Фридриху Вильгельму I и считаю что он незаслуженно, ну если не забыт, то в тени своего сына, Фридриха II.

Ссылка работает.  :pardon:
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Djangarovka

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5879
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #5 : Понедельник 30 Октября 2017 14:28:16 »
Пожалуйста)) Мне приятно, что понравился перевод. Я вообще трепетно отношусь к Фридриху Вильгельму I и считаю что он незаслуженно, ну если не забыт, то в тени своего сына, Фридриха II.

Ссылка работает.  :pardon:

Вообще-то ссылка не работает

Выдает следующее сообщение

Цитировать
Не удается отобразить эту страницу

•Убедитесь, что веб-адрес https://www.condor.cl  правильный.
•Найдите страницу с помощью поисковой системы.
•Обновите страницу через несколько минут.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #6 : Понедельник 30 Октября 2017 18:08:53 »
Вообще-то ссылка не работает

Выдает следующее сообщение


Я не знаю, у меня ссылка работает... :pardon:

Вот скрин, кому ну ооооочень надо



https://www.condor.cl/geschichte/schulpflicht-preussen/
« Последнее редактирование: Понедельник 30 Октября 2017 18:11:27 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн dmiyur

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5608
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #7 : Понедельник 30 Октября 2017 21:16:30 »
Пожалуйста)) Мне приятно, что понравился перевод. Я вообще трепетно отношусь к Фридриху Вильгельму I и считаю что он незаслуженно, ну если не забыт, то в тени своего сына, Фридриха II.

Ссылка работает.  :pardon:

Ну здесь ситуация как с Александром Македонским и его отцом Филиппом . Или с Петром Первым и его братом Фёдором .

И да - ссылка не работает .

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #8 : Понедельник 30 Октября 2017 21:50:23 »
Ну здесь ситуация как с Александром Македонским и его отцом Филиппом . Или с Петром Первым и его братом Фёдором .

И да - ссылка не работает .

Я скрин прислала. Большего я сделать не могу  :pardon:  У меня открывается. Наверное проблемы рунета.
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн dmiyur

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5608
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #9 : Понедельник 30 Октября 2017 22:07:29 »
Я скрин прислала. Большего я сделать не могу  :pardon:  У меня открывается. Наверное проблемы рунета.

Скорее всего так и есть . Но в любом случае за перевод спасибо !

Оффлайн dmiyur

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5608
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #10 : Понедельник 30 Октября 2017 22:17:46 »
https://topwar.ru/37776-voyna-kotoruyu-vyigral-prusskiy-uchitel.html 

Война, которую выиграл прусский учитель

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #11 : Понедельник 30 Октября 2017 22:31:19 »
https://topwar.ru/37776-voyna-kotoruyu-vyigral-prusskiy-uchitel.html 

Война, которую выиграл прусский учитель


Это уже последствия знаменитых "прусских реформ". Советую прочитать перевод "Хорошая революция"
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Корова с телёнком для учителя
« Ответ #12 : Вторник 31 Октября 2017 22:31:40 »
архивировано


ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало выше

Ещё один перевод на ту же тему. Может немного подробнее. Просто я стала переводить, потом отвлеклась, наткнулась на другой текст, перевела его, про этот забыла.. Теперь вот вспомнила и закончила.. жалко было бросать начатое.


Перевод Tortilla
Страна: Германия
Издание: Preussische Allgemeine Zeitung
Автор: Клаус Грот
Дата опубликования статьи: 29 сентября 2017


Корова с телёнком для учителя
"Величайшим особым указом" от 28 сентября 1717 прусский король Фридрих Вильгельм I ввёл  для детей от пяти до 12 лет обязательное посещение школы



Фридрих Фильгельм I известен под именем "Короля-солдата", хотя современники гораздо чаще называли его "Великим правителем внутренних дел". Содействуя торговле, осушая болота для земледелия, планомерно заселяя опустошённую чумой и войной страну и одновременно создавая боеспособную армию, он заложил основу подъёма Пруссии до великой экономической и военной державы. Историки часто  оставляют неупомянутым тот факт, что Фридрих Вильгельм проложил дорогу одной из самых важных для подрастающих поколений реформ: он ввёл общее обязательное школьное обучение.



Его "Величайший особый указ" от 28 сентября 1717 гласил: "С неудовольствием выслушиваем мы инспекторов и пасторов, жалующихся на то, что родители, особенно в сельской местности, очень небрежны в отсылке детей в школу, из-за чего бедные дети находятся в большом невежестве, касающемся чтения, письма и счёта. " (Вольный перевод, прим. перев.) Каждый ребёнок должен между пятым и 12-тым годом жизни посещать школу "за две трети школьных взносов в неделю, зимой ежедневно, а летом, когда родители нуждаются в них по хозяйству, по-меньшей мере раз или два в неделю чтобы то, что было выучено зимой не было целиком забыто". "Однако если родители средств не имеют, то нам угодно чтобы две трети неимущим в каждом месте было оплачено".

Предписание об обязательном школьном посещении натолкнулось на сопротивление. И противились ему одинаково как землевладельцы, так и наёмные работники. В течение всего года дети должны были только выполнять свою работу в конюшнях и на полях.

В королевской Директории указ тоже не нашёл взаимности. Фридрих Вильгельм постановил, чтобы материалы для строительства школ оплачивались из государственной казны. Гротескная колеекционная страсть его королевского величества уже стоит немалые суммы, считают его министры, как например пристрастие к "высоким парням" из личной гвардии. Молодые люди ростом не ниже одного метра и 90 сантиметров, "великаны"  встречаются редко и стоят дорого.  Фридрих Вильгельм собирает их по всей Европе, их даже поставляют ему в Потсдам из заморских колоний Голландии.  Но доводы Директории, считающей школьную реформу дорогостоящим предприятием в данном случае не встречают понимания со стороны обычно скупого в расходах короля. Он требует "ни совета, ни ресентимента, а только послушания". Рассылаемые указы он снабжает пометкой "cito citissimo" (срочно, очень срочно), то есть сейчас, немедленно. Обязательное посещение школы сначала действиет только на королевских землях. Остальные землевладельцы должны брать с них пример. Под этим подразумевается скорее обязанность учиться. Тот кто может нанять преподавателя или сам решится стать им, может учить своих детей как и раньше дома. Надзор за школьным образованием вменяется в обязанность церкви.

Ещё до Фридриха Вильгельма и другие регенты поняли, что минимальное образование подданных является уже необходимым условием для процветающего государства. В герцогстве Пфальц-Цвейбрюккен (княжество и герцогство в Священной Римской империи, существовавшее в период с 1444 по 1801 год, прим. перев.) с 1592, в Саксен-Готе (эрнестинское герцогство, образованное в 1640, прим. перев.) с 1642, а в Вюртенберге (швабское герцогство в составе Священной Римской империи c 1495, прим. перев.) с 1649 существовало обязательное школьное обучение.



Прусский король всё новыми и новыми рескриптами толкал строительство школ вперёд. Комиссии, которые разъезжали по стране, должны были "бдительно смотреть и сообщать о саботажниках для назначения наказания".  Но ещё более трудным, чем строительство школ, стал поиск учителей.  Их рекрутировали из числа церковных служек, ремесленников и отставных солдат.

30 июля 1736 король урегулировал указом „Principia regulativa“ их доход. Они получали корову с телёнком, пару свиней, домашнюю птицу и кусок пашни. Аналогичные условия распространялись и на частные школы в городах. Многие родители, особенно в деревнях, не следовали обязанности посылать детей в школы. А "бдительное око" комиссий не могло заглянуть во все уголки королевства. Тем не менее, когда король умер в 1840 году, в Пруссии уже существовало 1480 школ.

Фридрих Великий продолжил дело своего отца. Его ближайшим консультантом был Иоганн Юлиус Геккер ( немецкий богослов, евангелический священник и педагог, универсальный учёный своего времени, автор сочинений по ботанике и анатомии, прим. перев.) Теолог-евангелист открыл в 1747 году первую экономико-математическое реальное училище в Берлине. В 1748 за этим последовал первый институт для учителей.  Хеккер посылал своих учеников из реального училища в качестве практикантов в ремесленные мастерские и на мануфактуры, что можно тарктовать как предшествие дуального обучения. Наряду с уроками по разведению шелковичных гусениц они работали в шелковичном саду - это был честолюбивый проект короля, хотевшего производить драгоценный материал в Берлине. Генеральный школьный регламент, выпущенный Фридрихом в 1763 году, где было прописано обязательное восьмилетнее посещение школы, в основном разрабатывался Геккером.

"В первую очередь мы хотим, чтобы все наши подданные, будь то родители, опекуны или господа, которым вменяется в обязанность воспитание молодых, как своих собственных детей, так и взятых в опеку, мальчиков и девочек, посылали их начиная от пятого года жизни  вместе с тем аккуратно до тринадцатого или четырнадцатого года постоянно и до тех пор в школу, пока они не только поймут основного от христианства и не научатся писать и читать, но и смогут держать речь и ответить о том, что в от нашей консистории предписанном и одобренном учебнике им преподавалось."

Генеральный школьный регламент стал основой народного школьного образования в Пруссии и в Германской империи. "Школа для народа" с общеобразовательным аттестатом сохранялась в Федеративной Республике вплоть до 1960-х. После этого на её месте появились начальная и средняя ступень школы.

Оригинал статьи
« Последнее редактирование: Четверг 22 Марта 2018 20:20:38 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн HAZAR

  • Ордынец
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1789
  • СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
Re: Корова с телёнком для учителя
« Ответ #13 : Среда 1 Ноября 2017 14:19:17 »
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало выше


Оригинал статьи

Во. Ссылка работает
Kuh und Kalb für den Lehrer
Спасибо.

Оффлайн Зверь Мохнатая

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3320
  • Из Дремучего Леса
Re: "Хорошие христиане и хорошие подданные"
« Ответ #14 : Воскресенье 19 Ноября 2017 15:47:59 »
Спасибо!
Интересно.

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика