Автор Тема: Первые летчики-асы и их безрассудно смелые бои  (Прочитано 1279 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Первые летчики-асы и их безрассудно смелые бои
« : Вторник 19 Сентября 2017 17:54:55 »
В дополнение к переводам на тему Первой мировой. Вообще-то я хотела немного перевести о Вернере Фоссе вдогонку к истории Лангемарка, где он погиб и был похоронен. Так что наверное ещё будут переводы про лётчиков того времени. А пока три ролика с фильмом (на немецком) и небольшой текст к фильму.


Перевод: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Die Welt
Автор: Флориан Штарк


История Первой мировой войны


Первые летчики-асы и их безрассудно смелые бои


Абсолютно новый способ ведения войны: воздушный бой между британским S.E.5 (Ройал Эйркрафт Фэктори — истребитель. Этот одноместный биплан — один из лучших английских истребителей Первой мировой войны. Выпускался английской компанией Royal Aircraft Factory. Прим. перев) и немецким Fokker Dr.I ( триплан, легкий маневренный истребитель конструкции компании Fokker. Прим. перев.) Компьютерная имитация.

В 1914 воюющие державы имели на вооружении около 1000 самолётов. Но вскоре ситуация коренным образом изменилась. Переворот произошёл также в технике и в тактике.

Когда в августе 1914 разразилась Первая мировая война, первому моторному самолёту братьев Райт как раз исполнилось 11 лет. Когда в ноябре 1918 война подошла к концу, одна только германская военная авиация насчитывала более 5 000 самолётов, 6 100 офицеров и 55 000 унтерофицеров и команд. Самолёты строились уже не из дерева, а из алюминия, располагали кислородными аппаратами и парашютами, приводились в движение моторами мощностью в несколько сотен Л.С. и достигали высот до 9 000 метров.

"Как ни одно другое вооружение, авиация объединила в себе технический прогресс, индустриальные мощности, военные требования и организационные условия, поставив их в тесную зависимость друг от друга - пишет гамбургский военный историк Вольфганг Шмидт. - Абсолютно иное пространственное измерение вело к новому, превосходящему весь прежний опыт ведения сухопутных и морских сражений, стратегическому, оперативному и тактическому мышлению".
Один из его американских коллег дополняет: "Технические и оперативные знания, которые авиация получила в период Первой мировой войны, соответствовали примерно тому объёму, для достижения которого в мирное время потребовалось бы пожалуй 15 или 20 лет. И не важно, можно ли это считать выигрышем или нет. Но одно очевидно: большая война завоевала и воздух. Как это произошло описывает телефильм "Первые лётные асы".



В фильме американского производства речь идёт прежде всего о показе тактики, которая по мере продолжительности войны постепенно доводилась до совершенства.

Если в начале войны около 1000 машин, находившихся в распоряжении воюющих стран в 1914  было задействовано преимущественно для разведки, то уже спустя короткое время появились различные типы самолётов, применявшиеся в качестве бомбардировщиков, истребителей или артиллерийских наводчиков.


Триплан Dr.I, построенный Антоном Германом Герхардом Фоккером считался необычайно маневренным. На нём летали такие немецкие асы как Манфред фон Рихтгофен и Вернер Фосс. На снимке М. фон Рихтгофен у своего самолёта.

Гонку вооружений в воздухе с 1915 подтолкнуло, прежде всего, изобретение нидерландца Антона Германа Герхарда Фоккера (1890 - 1939), который, находясь на службе у немцев, сконструировал не только многочисленные самолёты, но и пулемёт, стрелявший сквозь вращавшийся пропеллер (Синхронизатор - устройство, позволяющее вести огонь через область, ометаемую воздушным винтом самолета, без опасности его повреждения пулями или снарядами. Прим. перев.) Бои, которые велись в то время показаны в фильме при помощи изумительной компьютерной анимации.



http://www.youtube.com/watch?v=g05YItmsgSA (Вложение запрещены, достигнут предел)

Впервые самолёты для военных целей в крупных масштабах были задействованы итальянской армией в Ливии в 1912 и в Балканских войнах в 1912/13 гг. Хотя Германская империя приступила к разработкам специальных машин только в 1912 году, возможность продемонстрировать их появилась уже в 1914 после вступления русской арми в Восточную Пруссию. В то время, как русский генералитет оставил свои немногочисленные машины на земле, так как они казались слишком дорогими в использовании и потому бесполезными, немецкие пилоты поставляли командованию бесценную информацию о передвижении вражеских сил, что в конце-концов привело к поражению Наревской армии под Танненбергом.

Уже вскоре после после этого дирижабли начали бомбардировки Лондона, на что британские самолёты ответили налётами на ангары Цеппелина в Фридрихсхафене. Отсюда можно провести параллель с бомбёжками Второй мировой войны, когда бомбы крушили не только военные ресурсы, но и мораль и жизненные устои гражданского общества.

Параллельно с этим развивались и истребители. В их задачи входило прикрытие собственного воздушного пространства от вражеских бомбардировщиков и разведчиков, а также создание помех для воздушного движения самолётов противника. Позже, во время большого немецкого наступления на западе в 1918 (Весеннее наступление, в немецкой историографии известно как Kaiserschlacht - последнее наступление германской армии на Западном фронте, прим. перев.), немецкое руководство задействовало специальные боевые самолёты, задачей которых было задержать вражескую пехоту в окопах до тех пор, пока собственные части под прикрытием огня артиллерии не преодолеют нейтральную полосу.   


Британская эскадрилья под командованием майора Джеймса Маккадена (слева) подбила самолёт немецкого пилота Вернера Фосса (48 сбитых вражеских машин) (справа) в сентябре 1917. Спустя 10 месяцев пал и сам Маккаден (57 сбитых вражеских машин)

Самое позднее в 1915 воздушные бои между истребителями стали рутиной войны. Поскольку их поединки напоминали дуэли прошедших времён, что совершенно отличало их от сражений техники на земле, в авиацию записывалось всё больше и больше добровольцев.  И хотя шансы на выживание после падения равнялись нулю, бои в ледяном воздухе на высотах около 4 000 метров были овеяны аурой рыцарства, которая посильно поддерживалась и пропагандой.

Лётных асов и их воздушные победы было гораздо проще использовать в смысле морального вооружения, нежели массовые бойни в окопах позиционной войны. Однако молодые смелчаки, такие как Эрнст Удет (1896 - 1941) и Вернер Фосс (1897 - 1917), о которых говорится в фильме с немецкой стороны, не скрывали тот факт, что и воздушная война была частью индустриальной войны материалов и техники, в которой решающую роль играло не индивидуальное мастерство, а технические ресурсы и материальное превосходство.

Оригинал статьи
« Последнее редактирование: Воскресенье 24 Сентября 2017 20:24:31 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Манфред фон Рихтгофен: "Пощады я больше не знаю!"
« Ответ #1 : Воскресенье 24 Сентября 2017 21:15:42 »
ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало выше


Перевод: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Sueddeutsche Zeitung
Автор: Маркус Шульте фон Драх


Лётчики-истребители Первой мировой

Манфред фон Рихтгофен: "Пощады я больше не знаю!"


Ротмистр барон Манфред фон Рихтгофен (1892 - 1918)(Foto: Scherl)

Для того, чтобы окончательно похоронить миф о красном бароне Манфреде фон Рихтгофене как о "рыцаре воздуха", досточно просто прочитать его собственную книгу.

23 ноября 1916 было хмурым пасмурным днём. Прошло всего несколько дней после битвы на Сомме, когда британский пилот Лэно Хоукер и два его товарища вступили в воздушный бой с немецкими истребителями над линией Западного фронта недалеко от французского города Бапом.

Один из немецких пилотов старается зайти британцу в хвост, в то время как противник пытается сделать то же самое.  Таким образом два истребителя маневрируют друг против друга над занятыми немцами территориями, падая всё ниже и ниже, в то время как ветер относит их всё дальше и дальше в германский тыл. 


Самолёты истребительной эскадрильи Рихтгофена во время первой мировой войны на полевом аэродроме во Франции (Foto: Scherl)

Но ни одному из противников не удаётся выйти на огневую позицию, а примерно через полчаса этого кружения у Хоукера постепенно кончается горючее. Наконец британцу не остаётся ничего другого, как прекратить маневрирование и попытаться на высоте 100 метров пробиться через линию фронта обратно к британским позициям. 

Но немецкий пилот только этого и ждал. Хотя Хоукер ещё пытается лететь зигзагами и не дать противнику возможность прицелиться, немцу достаточно всего лишь сесть ему на хвост и каждый раз, когда британец попадает ему на мушку, давать очередь из своих двух пулемётов.

Над немецкими окопами одна из пуль попадает Лэно Хоукеру прямо в голову. Машина с мёртвым пилотом врезается в землю. Манфред фон Рихтгофен может записать себе на счёт 11-й самолёт противника.

К моменту своей гибели Лэно Хоукер считался самым лучшим британским лётчиком, а Рихтгофен уже был одним из самых успешных немецких военных пилотов.

Не "рыцарские благородные сражения"

Однако было ли это благородным рыцарским поединком двух лётчиков-асов, которые "поднимались со своих аэродромов чтобы сразиться один на один - он или я", как писал в 1933 в предисловии к книге Рихтгофена "Красный военный пилот" Герман Геринг, который сам в качестве последнего командира водил в бой эскадрилью Рихтгофена?

Действительно, здесь столкнулись друг с другом два опытных пилота. И тем не менее, бой "человек против человека", был не более благородным, чем сражение "машина против машины", да ещё и при крайне неблагоприятных для британца обстоятельствах.


Манфред фон Рихтгофен летал на знаменитом триплане Фоккера. (Foto: Scherl)

26-летний Хоукер летал на Airco D.H. 2, который был медленней, чем Альбатрос D II фон Рихтгофена. Британский самолёт хуже набирал высоту и был вооружён только одним пулемётом. Кроме того, британец был вынужден отказаться от маневрирования, чтобы избежать опасности приземления на вражеской территории.

То есть Рихтгофену оставалось не более чем сохранять спокойствие и ждать до тех пор, пока противник не будет вынужден бежать. Тогда и пробил его час. Но по его словам:  "Это была тяжелейшая битва, в которой я до сих пор участвовал".


Немецкий истребитель над полем боя на Западном фронте Первой мировой войны. 1918 год.  (Foto: Scherl)

В целом к тому моменту, когда он сам погиб в своей машине, на счету Рихтгофена было 80 сбитых самолётов противника. И только малую часть их них он сбил в таком же бою, как тогда 23 ноября 1916 года.

Большая часть его жертв была лёгким противником: медленные самолёты-разведчики или технически более слабые машины. Кроме того, о нём говорили, что именно в крупных сражениях между истребителями он всегда держался особняком и скорее выбирал тех, кто так же уклонялся от боя. А это были, как правило, новички.


Британский истребитель распадается в воздухе. Этот снимок относится к ряду тех фотографий, чья подлинность сегодня оспаривается. Однако тот факт, что порой при манёврах самолёты раскалывались, неоспорим. (Foto: Scherl)

С благородством, которое и по сей день приписывают военным пилотам Первой мировой войны, дело обстояло далеко не так. К началу войны, когда столкновения между самолётами над линией фронта ещё были редкостью, случалось, что пилоты приветствовали друг друга, вместо того, чтобы стрелять. Однако вскоре всё изменилось.

Рихтгофен сам описывает момент, когда для него с благородством было покончено. После того, как он поджёг двухместный британский самолёт, он испытал человеческое сочувствие к противнику и решил не сбивать его, а принудить к посадке.


Американские самолёты перелетают нейтральную полосу Западного фронта. В 1918 война в воздухе стала прежде всего вопросом материалов и технических ресурсов. После вступления в неё США, союзники стали численно превосходить немцев. (Foto: SCHERL)

Однако когда он понял, что британский второй пилот незадолго до вынужденной посадки ещё пытается стрелять по нему, то был глубоко уязвлён. Реакцией стало: "Никакого милосердия я больше не знаю!"

"Летучий цирк"

Позже он с воодушевлением описывает, как обстреливает уже подбитый французский самолёт. В то время как пилот пытается совершить вынужденную посадку на занятой немцами территории, его уже подбитая машина разваливается под пулями Рихтгофена, и "корпус со свистом как пылающее ядро несётся вниз". Англичан он в своих письмах "убивает" и, как он пишет, ему доставляет огромное удовольствие "производить чистки в братских рядах".


Немецкий истребитель над Западным фронтом, 1918. (Foto: SCHERL)

И это был не Рихтгофен, о котором говорят, что он целился только по машине, но не по пилоту. Напротив, так поступал его, якобы, приятель Вернер Фосс. И на него это действительно больше похоже, так как в противоположность фон Рихтгофену, Фосс считался действительно классным пилотом.

Сотворённый миф

Однако как же случилось, что "Красный барон" превратился в миф? В противоположность безымянным массам пехотинцев, умиравшим в окопах Западного фронта, лётчики как в Англии, так и в Германии и во Франции смогли сохранить свои лица и имена, кроме того, они владели новыми, впечатляющими машинами.

Хотя один артиллерист мог единственной гранатой убить множество врагов - однако для создания героических историй этого было недостаточно. В качестве героев войны лучше подходили лётчики. И Манфред фон Рихтгофен стал преподноситься немецкими СМИ наподобие нынешних поп-звёзд, олицетворяя собой славу и героизм сражающихся немцев. И вполне успешно. Вскоре молодой пилот стал в огромных количествах получать письма от поклонников и множество предложений о женитьбе.

Очень к месту подоспела и его идея, покрасить свой самолёт в ярко-красный цвет, чтобы этим отличаться от остальных лётчиков. В противоположность ВВС союзников, немецкие пилоты не имели предписаний наносить на свои машины маскировочную окраску.

И пилоты эскадрильи Рихтгофена, которую вскоре прозвали "Летучим цирком", в конце концов раскрасили свои самолёты на свой вкус и цвет, чтобы узнавать друг друга в воздухе.

Армии с обеих сторон пытались держаться мифа о благородных рыцарях воздуха даже тогда, когда "индустриализация" воздушных боёв в 1918 году набрала темп и теперь решающим фактором победы стало не индивидульное мастерство, а численное превосходство в самолётах с той или иной стороны.


Английский инстребитель сбил немецкий самолёт. Этот снимок относится к ряду тех фотографий, чья подлинность сегодня оспаривается. (Foto: Scherl)

Вероятно, таким образом можно объяснить то, что происходило, когда Манфред фон Рихтгофен был 21 апреля 1918 года сбит над линиями окопов союзников. Британские и австралийские солдаты похоронили его 22 апреля со всеми воинскими почестями во французской Бретани, а один из британских пилотов даже сбросил контейнер с фотографией могилы над аэродромом, где базировалась эскадрилья Рихтгофена.

При этом Рихтгофен погиб при обстоятельствах, когда сам действовал явно не благородно. Свидетели боя указывают на то, что Красный барон снова очевидно настроился на лёгкую добычу.

Когда канадский пилот Уилфрид Мэй вылетел из воздушной схватки, которую его эскадрилья вела с трипланами эскадрильи фон Рихтгофена, то сам командир устремился за ним. Однако ведущий Мэя Артур Рой Браун пришёл на помощь своему товарищу. Одна из немецких версий гибели гласит, что Браун застрелил пилота. Сегодня считается более вероятной гибель фон Рихтгофена уже на земле под пулемётными очередями австралийской пехоты. Буквально через несколько дней Красному барону исполнилось бы 26 лет.


Немецкие солдаты на Западном фронте приветствуют возвращающийся с задания военный самолёт. 1917 год.  (Foto: SCHERL)

Миф о Красном бароне, как о благородном воздушном рыцаре жив и поныне. Он не пострадал ни от слов и дел самого фон Рихтгофена, ни от того, что социал-националисты использовали фигуру барона для создания нужного настроя для своих люфтваффе. А в бундесвере до сих пор существует эскадрилья "Рихтгофен".

И к сожалению и сегодня делаются плохие фильмы о Красном бароне. При этом правда была бы не менее интересной и захватывающей, чем фантазии. Но это не была бы больше история героизма.


Битва под Верденом в 1916. Немецкие пилоты были объявлены героями в то время, как множество безымянных солдат зарывались в братских могилах. (Foto: SCHERL)

Оригинал статьи
« Последнее редактирование: Воскресенье 24 Сентября 2017 21:18:35 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Вернер Фосс - лётный курсант из Буцвейлерхофа
« Ответ #2 : Воскресенье 3 Декабря 2017 17:49:51 »
Продолжение. НАЧАЛО выше


23 сентября 2017 исполнилось 100 лет со дня гибели лётчика-аса Первой мировой войны Вернера Фосса. Перевод текста с сайта об истории кёльнского воздухоплавания.



Перевод: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Koelner Luftfahrt


Вернер Фосс - лётный курсант из Буцвейлерхофа


Вернер Фосс - четвёртый из немецких воздушных асов

С 1 августа 1914 Германия находилась в состоянии войны. К этому времени новое оружие под названием "самолёт" едва ли было готово вступить в строй. Наибольшее восхищение пока вызывали огромные дирижабли со своими дерзкими налётами на вражеские города. К ним можно отнести, например, первые атаки дирижабля Z VI "Кёльн" на Льеж. И всё же летательные аппараты "тяжелее воздуха" тоже постепенно занимали своё место в небе. Поначалу самолёты поднимались над фронтами для разведывательных целей. Однако уже вскоре самолётам-разведчикам потребовалось сопровождение самолётов-охранников.
Для этих целей стали создавать истребительные эскадрильи, которые должны были защищать своих разведчиков.  Кроме того, в их задачу входил и захват бомбардировщиков,  представлявших угрозу для собственных наземных частей.  В тот начальный период войны друг в друга стреляли ещё из пистолетов. Стационарно закреплённые на машинах пулемёты появились позже.

Таким образом, наряду с пилотами-разведчиками, начали обучать всё больше и больше истребителей. Освальд Бёльке, основатель немецкой тактики воздушного боя, написал для этого Dicta Boelcke (список основных тактических приёмов воздушного боя, прим. перев.)*

Вернер Фосс родился 13 апреля 1897 в Крефельде. Его отец был красильщиком. В семье помимо Вернера было ещё четверо детей: Маргарет Роуз, Катерина, Отто и Макс.

С началом войны он в 17 лет добровольно вступил в Крефельде во 2-й Вестфальский гусарский полк №11. Этот гусарский полк был известен всей Германии под именем "Танцующие гусары".  Как и ставший позднее его другом Манфред фон Ристгофен, служивший в начале войны в уланском полку, он очень скоро понял, что у кавалерии в современной войне нет будущего.


Главное караульное помещение лётной станции Кёльн-Буцвейлерхоф
Здесь учились летать в числе прочих Манфред фон Рихтгофен и Герхард Физелер
 
Именно по этой причине Вернкр Фосс записался в военную авиацию и в субботу 6 марта 1915 прибыл в запасную лётную часть №7 на аэродроме Буцвейлерхоф в Кёльне. Три месяца спустя в июне 1915 здесь же на лётчика-наблюдателя учился и юный Манфред фон Рихтгофен. 3 июня Фосс выдержал экзамен и завершил учебный офицерский курс в Бекштате.   

В марте 1916 ему было присвоено звание вице-фельдфебеля. Оно было введено специально для так называемых одногодок-добровольцев, которые после завершения офицерского учебного курса, ждали в своих частях и в качестве кандидатов своего повышения.  В сентябре он, таким образом, получил звание лейтенанта запаса.

К сожалению информации о том, где были размещены лётные курсанты нет. Как видно на этом аэрофотоснимке лётной станции Буцвейлерхоф, там не было ни одного здания, подходящего для размещения примерно 200 солдат.


Лётная станция Буцвейлерхоф


Карты крепости Кёльн. Менгенский фронт с фортом III и Буцвейлерхофом

С большой долей вероятности лётные курсанты были расквартированы в Менгенском форте III. Что свидетельствует в пользу этого утверждения? Манфред фон Рихтгофен, который прибыл на Буцвейлерхоф три месяца спустя в июне 1915 писал в своих "Воспоминаниях": "Мы едем туда, на лётное поле". Формулировка "туда" свидетельствует о том, что квартиры располагались не на аэродроме, а в непосредственной близости от него. 

То, что курсанты "ехали" означает, что расстояние всё же не предусматривало пеший переход. (Если принять во внимание ещё и то, что солдаты военно-воздушных сил очень неохотно ходят пешком, как тогда, так и сейчас). Возможно расквартирование в форте IV Боклемюнд. Там до июня 1914 располагался 3-й воздухоплавательный батальон.  Речь идёт ещё и о самом большом из фортов кёльнских крепостных укреплений.  Именно в пользу этого места свидетельствует и то, что здесь наряду с регулярным армейским составом располагались и внешние части. Однако достоверной информации об этом не имеется.


Форт III Менген. На заднем плане ангары 3 и 4


Форт III Менген с высоты птичьего полёта


Форт IV Кёльн Боклемюнд
Тоже предполагаемое место расквартирования лётных курсантов


Друзья - Вернер Фосс и Манфред фог Рихтгофен


Лето 1917, Крефельд, семья Фосс и Манфред фон Рихтгофен

В ноябре Вренер Фосс был переведён в знаменитую 2-ю истребительную эскадрилью "Яста-2" (Jasta, от нем. Jagdstaffel). К тому времени Яста-2 считалась лучшей эскадрильей Германиской империи. В неё входили такие асы как Манфоред фон Рихтгофен, Карл Болле, Эрвин Бёме и Макс фон Мюллер.

С Манфредом фон Рихтогофеном его вскоре связала самая крепкая дружба, которая распространилась и на всю семью Фосс. Как это можно видеть на снимке, Рихтгофена сердечно приветствует вся семья Фосс.


Лётная станция Буцвейлерхоф, на переднем плане стрелковая мишень для целевых упражнений и регулировки бортового орудия.

Вернер Фосс ценил в одежде корректность и порядок. Он охотно шутил на тему, что в случае взятия в плен хотел бы предстать перед дамами в Париже в самом лучшем виде.


Лётчик-инструктор Вернер Фосс в кругу друзей-лётчиков на аэродроме Буцвейлерхоф

Ордена, которые Фосс получил в течение своей карьеры:


Pour le Mérit  (За заслуги), Рыцарский крест с мечами королевского ордена дома Гогенцоллернов, Железный крест второго класса, Железный крест первого класса
 
Между тем, заставил говорить о себе его лётный талант и в феврале 1916 его в качестве лётчика-инструктора перевели в отделение резерва номер семь. В марте 1916 он в завании вице-фельдфебеля отправился в 4-ю боевую эскадрилью. Было ли это его собственным желанием или произошло по приказу начальства, история умалчивает.
 
Его первая боевая победа относится к 1917, когда он сбил капитана Дэйли. Позже он навестил его в госпитале.
8 апреля 1917 Фосса наградили орденом "За заслуги".
Во вторник 29 мая лейтенант Фосс посетил свою старую школу на аэродроме Буцвейлерхоф и расписался в книге гостей.


Вернер Фосс со своим мотоциклом
В свободное время он любил, облачившись в рабочий комбинезон, вместе со своими двумя техниками Карлом Тиммсом и Кристианом Рузером копаться в своём мотоцикле. Потому позже он мог самостоятельно проводить технические изменения в своих самолётах.
 
28 воздушных побед относятся ко времени пребывания в Яста-2

В мае 1917 Вернер Фосс был переведён в Яста-5, где до конца июня записал на свой счёт 34-ю победу.

В проследние три недели перел смертью он на своём самолёте, прототипе Фоккер F.I 103/17 одержал ещё 22 победы.

23 сентября, за день до смерти, Вернер Фосс всречался с Антоном Фоккером в Шверине для того, чтобы обсудить технические особенности машины F.I 103/17, а заодно отпраздновать одержанные на ней победы.

Его последний день


Братья Макс, Вернер и Отто Фосс в день гибели Вернера. Снимок сделан после семейного обеда частной камерой с автоспуском. После этого Вернер Фосс отправился в свой последний полёт.

В воскресенье 23 сентября 1917 у него в гостях были оба брата. Макс, 16-летний унтер-офицер и Отто, служивший в армии в чине лейтенанта. Три брата пообедали вместе, при этом Максу и Отто бросилось в глаза расслабленное состояние, которое производил на них Вернер. Даже его обычно очень аккуратная одежда была беспорядочной. 

Во сторой половине дня в служебном расписании стоял патрульный облёт. При этом под лётный комбинезон он надел цивильную шёлковую рубашку на которой носил свой орден "За заслуги" (Pour le Mérit). Он стартовал вместе с четырьмя другими пилотами, которые, однако, управляли более старыми машинами. И потому его новый Фоккер  DR1 получил на старте большое преимущество и он потерял контакт с товарищами.

Около 18:30 над Пелкапелле (Лангемарк) он натолкнулся на семёрку британских S.E.5 из 56-й эскадрильи - элитного подразделения с отличными пилотами. К изумлению британцев немецкая машина не развернулась в район своей линии фронта под защиту зенитной пушки, а смело атаковала британскую семёрку. Два самолёта протиника Фосс сбил, что ознаменовало его 47-ю и 48-ю воздушные победы. Во время своей последней битвы он летал настолько умело, что поражённой оказалась каждая британская машина.


Улучшенные SE.5a 56-й эскадрильи лейтенанта Маккудена. Эти машины со скоростью 205 км/час были быстрее, чем Фоккер Фосса. Маккуден так отрегулировал мотор, что он не создавал проблем даже на больших высотах.

Джеймс Маккуден, один из самых орденоносных британских лётчиков-итсребителй, был одгим из тех пилотов, что сражались против Вернера Фосса в тот день. Он вспоминал:

"Я заметил, что движения триплана внезапно стали беспорядочными, а затем он круто и резко устремился вниз. Я наблюдал за падением самолёта, пока он не коснулся земли. Там машина разлетелась на тысячу кусков.  Она, казалось, в буквальном смысле превратилась в пыль.  Пока я жив, я всегда буду с восхищением вспоминать о том немецком лётчике, который в течение десяти минут в одиночку сражался с нами, семерыми и при этом поразил каждую из наших машин.  Его лётное мастерство было чудесным, а его мужество - удивительным. По моему твёрдому убеждению, он был самым смелым немецким лётчиком из всех кого я мог видеть в сражениях". 

Около 18:40 Вернер Фосс со своей машиной ударился об землю севернее сливовых плантаций у Фрезенберга в Бельгии.  Удар был настолько силён, что целым остался только  руль направления самолёта.

К сожалению достоверно не известно, где находится его могила. Машина рухнула на землю между фронтами. В последующие дни это место не раз перепахивалось артиллерией. По показаниям британских солдат, он был похоронен в одном из окопов. Положение его неизвестно. Тем не менее, имя Вернера Фосса не было забыто, оно вместе с именами других немецких солдат увековечено на одной из больших надгробных плит Лангемарка в Бельгии.

Вернеру Фоссу было 20 лет.


Мемориальная доска в форте I Кёльн-Байенталь в честь павших членов авиабатальона номер 3, к которому принадлежали одно время также Вернер Фосс и Манфред фон Рихтгофен. Эта фотография была размещена на этом сайте 23 сентября 2017, в 100-ю годовщину смерти Вернера Фосса.

Самолёты Вернера Фосса


Кёльн всегда был городом технических инноваций. Потому самолёты и их отдельные части с самого начала конструировались и производились здесь.


Кёльнская авиастроительная компания Rex на Фронтхофштрассе в Оссендорфе. Для Фосса здесь в 1917 был построен "Rex-D17" .  Якобы Фосс лично принимал участие в его конструировании.


Вернер Фосс у своего Альбатроса D III

В период своей службы на фронте Вернер Фосс летал на двух самолётах:
Его первой машиной был вероятно Альбатрос D III, украшенный с одной стороны свастикой, окружённой лавровым венком. Перед ним нарисовано красное сердце.

Примечание: эта свастика не имеет ничего общего со свастикой национал-социалистов. Здесь у неё другая форма и положение, отличающее её от нацистского знака. Свастику Вернера Фосса можно понимать как греческий символ победы.


Фото этой машины с южного конца ангара 2 аэродрома Буцвейлерхоф. Снимок вероятно сделан во вторник 29 мая 1917, когда Вернер Фосс посещал аэродром. Тогда же он расписался и в гостевом журнале.

Его последней машиной стал Фоккер DR.1 с бросающимся в глаза лицом на капоте. Именно на этом самолёте он вступил в свой последний бой с семью британскими S.E.5a из 56-й эскадрильи.


Копия  Fokker DR1 с окраской Вернера Фосса

В британских источниках можно прочесть, что в 1920 мать Райс-Дэвиса, одного из сбитых Фоссом пилотов, передала Императорскому военному музею в Лондоне руль направления самолёта Фоккер F.I 103/17.
Примечание: на некоторых снимках можно обнаружить жёлтый руль направления. Это неверно. Как видно на многочисленных фотографиях, если речь идёт о машине Вернера Фосса, то у неё руль направления белого цвета.  Жёлтый руль и по цветовой гамме не вписывался в зелёно-белый  DR1.


 
Ниже мы приводим фильмы, которые воспроизводят сцену последнего воздушного боя Вернера Фосса.





Оригинал статьи

Прим. перев.

* Dicta Boelcke — список основных тактических приёмов воздушного боя, сформулированный первым выдающимся асом Германии, времён Первой мировой войны германским пилотом О. Бёльке.

Многие лётчики-истребители считают, что эти принципы не потеряли актуальности и в наше время.

Список приёмов Бёльке

    Старайтесь заходить на атаку сверху. По возможности солнце нужно держать у себя за спиной.

    Начав атаку, не прекращайте её.

    Стреляйте только с короткого расстояния, когда противник уже пойман в прицел.

    Не теряйте противника из поля зрения и не поддавайтесь на уловки.

    Какую бы атаку вы ни предпринимали — заходите на противника сзади.

    Если вас атакуют сверху — не пытайтесь увернуться, а идите в лобовую атаку.

    В полёте над вражеской территорией не забывайте, в какую сторону отходить.

    Эскадрильям: лучше всего атаковать группами по четыре или шесть самолётов. Если группа распадается, старайтесь избегать ситуаций, когда несколько человек летят за одним самолётом. /Википедия/


Могу перевести про воздушный налёт дирижаблей на Льеж, если кому интересно.
« Последнее редактирование: Воскресенье 3 Декабря 2017 17:58:00 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика