Автор Тема: К истории Пруссии - Роспуск государства Пруссия  (Прочитано 1534 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Ещё немного по теме "История Пруссии" (сюда не включены материалы по Восточной Пруссии, Империи и Третьему рейху)
О Фридрихе Великом.. (Подборка переводов)
Прусские реформы - революция сверху
Карл фон Грольман - Он создавал Прусский Генеральный штаб
350 лет назад Пруссия стала суверенной
Срез Восточно-Прусской истории - Шталлупёнен
К истории Пруссии - Как когда-то Фридрих I в 1701 году
Удар исторического маятника
Прусские революционеры духа


Перевод: Tortilla
Страна: Германия
Издание: 1000 dokumente


Закон №46 Контрольного совета союзников в Германии о роспуске государства Пруссия от 25 февраля 1947


Герб Свободного государства Пруссия, существовавшего с 1918 по 1933


В ответ на вопрос о дате крушения Пруссии, называются самые различные даты, порой отстоящие друг от друга на десятки лет: 1867, 1871, 1918/19, 1932, 1934, 1945 и 1947. Особый интерес здесь представляет закон Контрольного совета №46, касающийся роспуска государства Пруссия 25 февраля 1947, в преамбуле к которому читаем, что государство Пруссия "в действительности перестаёт существовать", а в первой главе говорится о его "роспуске". И тут же возникает вопрос о правовом весе этого закона. Можно ли указом Контрольного совета просто так взять и распустить многовековое государство? Погибло ли Прусское государство по указу союзников или же это произошло раньше, ещё до того? Если Пруссия должна была погибнуть в 1945, то тогда какой статус был у неё с момента падения государства и до указа Контрольного совета союзников? Какой смысл имеет в этом случае закон союзников от 1947?

Вступление

Контрольный совет союзников объявил закон №46 о роспуске Пруссии 25 февраля 1947 в здании Прусского камерного аппеляционного суда в берлинском районе Шёнеберг.  В нём говорилось о том, что государство Пруссия, его центральное правительство и все нижестоящие органы власти распущены.  Области, бывшие ранее частью Пруссии и в настоящее время подчиняются верховентсву Контрольного совета, должны получить правовой статус земель  или присоединиться к землям.  Государственные функции и функции управления, а также имущество и обязательства бывшего государства Пруссия должны быть переданы участвующим странам.  Закон Контрольного совета можно объяснить тем, что к концу войны созные державы видели в Пруссии, как ещё в 1943 подчеркивал Черччиль, "корень всех зол".

Правовое действие

Этот закон лишь подтвердил уже произошедший закат Пруссии, начатый так называемым "ударом по Пруссии" 1932 года (государственный переворот, произошедший 20 июля 1932, прим. перев.) и окончившийся в 1934 юридическим оформлением прав и обязанностей земель (Законом «О новом устройстве рейха» от 30 января 1934 года, был ликвидирован суверенитет земель, установленный Веймарской конституцией.  Земельные ландтаги были распущены, Германия стала унитарным государством. Прим. перев.)

11 июля 1932 имперское правительство, которым с 1 июля руководил рейхсканцлер Франц фон Паппен, решило аннектировать управляемую социал-демократами Пруссию. 14 июля Гинденбург предусмотрительно подписал чрезвычайное постановление, согласно которому правительство Пруссии могло быть отправлено в отставку, а его место занимал в качестве рейхскомиссара, рейхсканцлер. Дата вступления указа в силу была не проставлена. Повод применить постановление нашёлся 17 июля 1932 года. В то воскресение в прусской Альтоне под Гамбургом бушевали уличные бои между штурмовиками СА и боевым союзом Рот Фронта в связи с демонстрацией национал-социалистов. Коммунисты стреляли с крыш, что привело к человеческим жертвам: 15 человек было убито и более сотни ранено. И вот теперь датированное 20-м июля 1932 года черезвычайное постановление упраздняло прусское правительство под руководством социал-демократического премьер-министра Отто Брауна, а на его место назначался в качестве имперского комиссара Пруссии рейхсканцлер Франц фон Папен. Пруссию упрекали в том, что её руководство не способно выполнять свои финансовые обязательства, обвиняли в конспирационных сношениях с коммунистами и в неспособности обеспечить безопасность внутри страны. Этот "удар по Пруссии" означал признание недееспособности Пруссии и постепенно она деградировала от федеральной земли к  административной единице.

Вторым законом о слиянии земель с империей (закон об имперских наместниках) от 7 апреля 1933 Гитлер обеспечил себе возможность по собственному почину назначать и увольнять правительства земель. Он лично вступил в должность имперского наместника, а затем 11 апреля передал полномочия новому премьер-министру Пруссии Герману Герингу, одновременно исполнявшему обязанности министра внутренних дел.

В статье 1 закона о новом устройстве империи от 30 января 1934 парламенты земель ликвидировались. Суверенные права земель передавались империи, а земельные правительства подчинялись имперскому и имперские наместники находились под надзором имперского министра внутренних дел.  Тем не менее, в инструкциях Прусского государства высшими органами власти по-прежнему называются государственное министерство и государственный совет.  Прусская конституция 1920 года никогда не была аннулирована (целиком), скорее лишь заменена частично, дополнена и практически девальвирована с политической точки зрения.  Впрочем, имперское правительство могло создать новое конституционное право и назначить имперского министра для утверждения закона о новом устройстве (империи) и необходимых правовых предписаний и инструкций для управления.  Согласно §1 статьи 1 предписания о немецком гражданстве от 5 февраля 1934, гражданство для германских земель отменялось. Теперь земельные правительства принимали решения в области прав о гражданстве от имени и по указу империи.  Законом от 14 февраля 1934 был ликвидирован рейхсрат (земельный совет). Не стало и представительств земель в империи, как и участия рейхсрата в правовых и управленческих вопросах. Обосновывалось это тем, что задачей рейсрата, согласно статье 60 Веймарской конституции, было представительство немецких земель в законодательстве и управлении империей. Поскольку законом от 30 января 1934 года суверенные права земель были переданы империи, а их правительства подчинены имперскому правительству, то для органа, наделённого функциями рейхстрата - имперского совета, уже не оставалось места в правом поле.   

Утверждается, что с этой юридизацией (оформлением в виде прав и обязанностей) и началась гибель немецких земель, в их числе и Пруссии, как носителей международных прав и обязанностей. При этом представляется, что речь не может идти о государственно-правовом уничтожении стран и такими они оставались по-меньшей мере до 1945.  Это обосновывается дальнейшим действием всех земельных договоров и по прошествии юридизации.  В действительности, официальное сообщение от 1934 приводит четыре межземельных договора о наказании за самовольную порубку леса, за нарушение охотничьих правил, незаконную ловлю рыбы и за кражи с полей в приграничных районах, а также о таможенных пошлинах и штрафных налоговых сборах на баденско-швейцарской границе, продолжавших действовать и далее. Подчёркивается, что в 1934 "во всяком случае во взгляде из-за границы" положение земель односительно друг друга едва ли претерпело изменения.  Таким образом, если рассматривать земли по-прежнему как партнёров по договорам, то это говорит в пользу дальнейшего существования немецких земель и после юридизации. Остатки прусского бюрократического аппарата, такие как прусское министерство финансов или архивное управление существовали и дальше вплоть до конца Третьего рейха. 

Согласно основному закону, передача прав верховенства от земель к империи не касалась договоров и соглашений, заключённых землями между собой или с рейхом.  Тем не менее, согласно решению имперского верховного суда от 13 августа 1936 года, старые договоры, начиная с 30 января 1934, больше не имели законной силы, так как с этого момента земли утратили свой статус самостоятельных государств.  Эта точка зрения частично была отклонена, так как из неё вытекало, что заключённые согласно внутреннему праву международные межгосударственные договоры должны будут в одностороннем порядке смениться на внутригосударственные согласно внутренним юридическим нормам.  На это отклонённое решение сослался в 1981 году Верховный замельный суд в Мюнхене, так как оно подтверждало существование конкурсного правового соглашения королевства Бавария со Швейцарскими кантонами от 1834 года. Однако договорную преемственность в течение 1934 года можно объяснить лишь в том случае, если рассматривать империю в качестве партнёра по договору со стороны Германии, начиная уже с объединения немецких земель 1867/1871 гг.  Тогда ликвидация (суверенных) земель может быть принята объединением их в рейх в 1934.  Договоры или больше не имеют силы после 1934 года, так что не могут служить основанием для дальнейшего существования государств, или же связывают их в империю и с тех пор, как в 1870/71 немецкие страны при слиянии в рейх утратили часть суверенитета в отдельных определённых областях международного права, соглашения между ними, так же утратив силу, перестали служить обоснованием государственного статуса земель. С вступленим в силу закона от 30 января 1934, земли утратили свою государственность ещё и через ликвидацию парламентов и подчинение земельных правительств имперскому. Посредством связанной с этим утраты суверенных прав, немецкие страны опустились на уровень чисто областных объединений (хотя и более высокого ранга) в империи, ставшей к тому времени единым государством.


К закону Контрольного совета


Из-за уже состоявшегося аннулирования Пруссии, как государства, в составе Германского рейха, указу Контрольного совета можно было бы придать лишь чисто декларативный характер.  На бывшей прусской территории уже были образованы немецкие государства. Возможно союзники хотели ликвидировать скорее традицию, чем государственную власть, когда решили в 1947 аннулировать де юре то, что де факто уже перестало существовать.  И знаменитым Законом номер 46 Контрольного совета от 25 февраля 1947 казнили уже давно покойного. Так что теми, кто вызвал падение Пруссии были не высшие комиссары генерал-лейтенант Люсиус Д. Клей, генерал-лейтенант Брайен Хуберт Робертсон, армейский генерал Пьер Кёниг и маршал Василий Данилович Соколовский, а маршал Гинденбург, генерал-лейтенант фон Шлнйхер и вице-канцлер фон Папен.  Пруссия была уже давно разрушена и особого акта о  роспуске прусского государства не требовалось.  После того как Силезия, Восточная Пруссия, Померания, части Бранденбурга фактически были аннектированы русскими и поляками, британцы в своей зоне оккупации сформировали землю "Рейнланд-Весфалия", и это окончательно изменило до полной неузнаваемости территории бывшей Пруссии. Частично на её месте были созданы новые административные единицы. Пожалуй, именно Советский Союз больше всего желал нанести последний убийственный удар по Пруссии. Франция, Великобритания и Соединённые Штаты участвовали с безразличием, беззлобно. Голо Манн (немецкий историк и эссеист, второй сын Томаса Манна, прим. перев.) описывает формальный роспуск прусского государства как "пинок, который осёл-победитель дал давно уже мёртвому льву". "Они верили, что корни нацизма лежат в пруссачестве. Это верно лишь на одну десятую часть, но на девять десятых ошибочно" (Голо Манн "Конец Пруссии" в сборнике "Современная прусская история 1648 - 1947". Публикация Исторической комиссии Берлина, 1981)

Резюме

Даже если в 1945 Пруссия являлась лишь одним административным округом, то же самое было верно и в отношении других немецких земель, чьи "обёртки" были, само собой разумеется, использованы для "новой начинки". Пруссия же, когда-то высоко стоявшая над этими землями, напротив, утратила все свои основные провинции, чьё население было частично изгнано и не нашлось ни одного политика, осмелившегося потребовать сохранения Пруссии. Всё прусское было дискредитировано. Ни Федеративная Республика Германии ни ГДР никогда не ощущали себя наследниками и не существует даже местного (регионального) обозначения Пруссия.  Этот радикализм исчезновения - удивительний итог в свете роли, которую Пруссия играла в Германии и в Европе.  В конечном счёте для давно поверженного прусского государства это являлось большой честью, что четыре великие державы по пути из Версаля в Москву решили ещё раз уничтожить давно покойного.

Закон № 46

Роспуск государства Пруссия

Государство Пруссия, которое издавно было носителем милитаризма и реакции в Германии, прекращает существовать в действительности.  Контрольный совет, руководствуясь интересами поддержания мира и безопасности народов и в исполнение их желания гарантировать дальнейшее восстановление политической жизни в Германии на демократической основе, издаёт следующий закон:

Статья I

Государство Пруссия, его центральное правительство и все нижестоящие органы власти считаются таким образом распущенными.

Статья II

Территории, бывшие частью государства Пруссия, которые в настоящий момент находятся под верховным управлением Контрольного совета, должны будут получить правовой статус земель или присоединиться к землям.
Положения этой статьи подлежат пересмотру и любым изменениям, которые наложит Контрольный совет союзников, или в соответствии со статьями будущей конституции Германии.

Статья III

Государственные функции и функции управления, а также имущество и обязательства бывшего государства Пруссия переносятся на соответствующие земли в зависимости от возможных соглашений, которые будут признаны как необходимые и в которых будет заинтересован Контрольный совет союзников.

Статья IV

Этот закон вступает в силу в день его подписания.

Совершено в Берлине 25 февраля 1947.

(Составленные на трёх официальных языках оригинальные тексты этого закона подписаны П.Кёнигом, армейским генералом, В.Соколовским, маршалом Советского Союза, Люсиусом Д. Клеем, генерал-лейтенантом и Б.Х. Робертсоном, генерал-лейтенантом.)

Здесь в соответствии с текстом:  закон № 46 Контрольного совета союзников в Германии О роспуске государства Пруссия 25 февраля 1947. Источник: Официальный бюллетень Контрольного совета в Германии, Берлин, № 14 от 31 марта 1947, стр. 262.

Оригинал статьи

Прим. перев.

Низложение находящегося у власти правительства Пруссии по чрезвычайному указу Рейхспрезидента от 20 июля 1932 г., по форме своей напоминавшее путч, ознаменовало собой падение Пруссии как бастиона демократии. Начиная с 1919 г. вольное государство Пруссия, изменив своей прежней консервативной роли в Германском рейхе, превратилось в оплот демократии и республики. В то время как во всем рейхе Веймарская коалиция, состоявшая из социал-демократического большинства, представителей католических кругов и леволиберальной Немецкой демократической партии (ДДП), уже во время июльских выборов 1920 г. утратила большинство голосов избирателей, в Пруссии она правила до 1932 г. Предприняв так называемый "удар по Пруссии" правительство рейха стремилось продемонстрировать национал-социалистам, сила которых от выборов к выборам росла, свою дееспособность и готовность пойти на компромис. Передав рейху правительственную власть в самом большом германском государстве, правительство нанесло решающий удар по федерализму и подготовило почву для окончательной изоляции Пруссии национал-социалистами 6 февраля 1933 г.

"Удар по Пруссии" стал первым шагом на пути к единому государству национал-социалистической диктатуры. Ослабив последний существующий бастион демократии в рейхе, правительство рейха способствовало приходу к власти Гитлера в январе 1933 г. и крушению федерализма буквально несколькими неделями позже.
Источник
« Последнее редактирование: Вторник 31 Января 2017 00:15:46 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн bayer_a

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 3101
Re: К истории Пруссии - Роспуск государства Пруссия
« Ответ #1 : Вторник 31 Января 2017 00:57:18 »
Вот спасибо. Никогда не задумывался о процедуре ликвидации Пруссии.
Пластмассовый мир победил

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: К истории Пруссии - Роспуск государства Пруссия
« Ответ #2 : Вторник 31 Января 2017 01:11:49 »
Вот спасибо. Никогда не задумывался о процедуре ликвидации Пруссии.

Угу.. Распустили указом, как СССР  :biggrin:

Осталось только выяснить, что понимать под "государством Пруссия" - герцогство Пруссия, королевство Пруссия, Свободное государство Пруссия? Ведь Третий рейх был унитарным государством. Так что автор прав, и ликвидировали государство прусское сами нацисты в 1935, когда окончательно упразднили административную единицу.
« Последнее редактирование: Вторник 31 Января 2017 01:31:35 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика