Поможем рассказать правду о войне в Ливии
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Кербедзы на службе ведомства путей сообщенияСемейство Кербедзов оставило заметный след в области транспортного строительства: сооружения железных дорог, мостов и других значимых объектов путей сообщения середины XIX - начала XX веков. Пятеро из них окончили Путейский вуз в Петербурге.Самой важной фигурой этой династии инженеров путей сообщения является Станислав Валерианович Кербедз (1810 –1899).Выходец из небогатой дворянской польской семьи, он вначале и не помышлял о карьере строителя путей сообщения и окончил в 1828 году Виленский университет с ученой степенью кандидата физико-математических наук. Но, по-видимому, на молодого человека повлиял его дядя Игнатий Станиславович (1796-?), который закончил экстерном Военно-строительную школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения в 1823 г. и служил прапорщиком в Строительном отряде Корпуса. У него уже имелся опыт возведения шоссе, водопропускных искусственных сооружений (в частности, большого деревянного моста через реку Сож в Гомеле). Видимо, он и порекомендовал Станиславу поступить в престижный вуз того времени - ИКИПС, тем более что тот увлекался прикладной механикой и строительным искусством.В 1828 г. С. Кербедз был зачислен сразу на третий курс путейского института, после окончания которого, три года спустя, был оставлен в качестве репетитора. Так как он отлично знал три иностранных языка и был весьма грамотным в инженерных вопросах, то его вместе с профессором П.П. Мельниковым в 1838 -1839 г. отправили в командировку для обзора иностранных путей сообщения. Они ознакомились с постановкой дела в сфере инженерного образования и ж.-д. транспорта в таких странах, как Англия, Франция, Германия, Бельгия и другие. В их докладе о поездке впервые был выдвинут вопрос о постройке сети железных дорог в России.Более десяти лет Станислав Валерианович преподавал прикладную механику в ИКИПСе в должности профессора института, был членом Комиссии проектов и смет Ведомства, а в 1842 г. - директором работ по строительству первого постоянного моста через Неву в Петербурге. С. Кербедз запроектировал два принципиально разных по конструкции моста: один - висячий, другой чугунный на каменных опорах. К реализации был утвержден последний вариант, который Кербедз и воплощал в жизнь в течение 1842-1850 гг. Интерес представляет отзыв Николая I: "В 21 день сего ноября открыт в моем присутствии мост, постоянный через реку Неву, наименованный Благовещенским, и я, найдя сооружение его во всех частях отличным, прочным и изящным, вменяю себе в особое удовольствие изъявить совершенную благодарность и благоволение за... исполнение одного из общеполезных памятников...".Медаль в честь открытия Николаевского мостаВ том же году С.Кербедз был избран в Академию художеств Почетным вольным общником, а в 1851-м – членом-корреспондентом Петербургской АН, а ещё позже в 1858 г. – Почетным членом АН.Благовещенский мост в Петербурге, 1850 г., худ. И.ШарлеманьНиколаевский мост. Худ. В.СадовниковДалее, в качестве знаковых вех трудовой деятельности Станислава Валериановича, следует назвать его руководство проектированием и строительством железной дороги Петербург–Варшава (1280 километров, 1851–1862 гг.). Здесь им построен первый на европейском континенте металлический железнодорожный мост через Лугуу станции Преображенская. 1853 –1857 гг., после чего началось широкое внедрение подобных сооружений на российских магистралях.Схема первого металлического железнодорожного моста через Лугу на Петербурго–Варшавской ж.д.Проект составлен в 1852 г. Кербедзом С. В. Строился под руководством инженеров Стебницкого И. И., Рерберга И.Ф. Мост был двухпролётным, с ездой поверху, длина пролётов по 55,3 м каждый. Неразрезные фермы решетчатого типа с параллельными поясами и часто расположенными перекрестными раскосами – этона то время наиболее совершенная мостовая конструкция в Европе. Пролётные строения были изготовлены из отечественного железа. В 1856-1857 гг. он возглавлял и постройку Петергофской железной дороги.Александровский мост в ВаршавеДалее его творческие интересы связаны с VII (Варшавским) округом путей сообщения, где он занимался реализацией своего проекта по сооружению Александровского моста через Вислу в Варшаве (1857-1861 гг.), а вскоре его назначили начальником этого округа.Возвратившись в 1870 г. в Петербург, С. Кербедз занимал должность председателя Особого комитета по составлению проекта Морского канала от Кронштадта к порту, а также – по соединению ветвью этого порта с железнодорожным узлом Северной столицы. Затем принимал активное участие в организации строительства Криворожской железной дороги (Нижнеднепровск – Кривой Рог – Долинская, 247 километров), а с 1887 г. по 1891 г. являлся председателем Технического совета МПС.Курорт в итальянской СенигалииДом в Лузанаве в латвийской ЛатгалииС. Кербедз имел большую семью: четырех сыновей и трех дочерей, но, увы, только один сын Михаил продолжил дело отца. Последние годы жизни Станислав Валерианович жил в Варшаве, отдыхал летом в своих Латгальских имениях Латвии в – Лузнаве или в – Рибиние, а в межсезонье в – итальянском имении в Сенигаллии. Скончался он 7 апреля 1899 г.в возрасте 89 лет и был похоронен в Варшаве.Станислав Валерианович в последние годы жизниИмеются исторические захоронения близких ему людей и в России – в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище: первой жены Кербедз Паулины Станиславовны (1847-1889) и их общей дочери Кербедз Полины Станиславовны (1827-1847) и сына от второго брака Кербедза Валериана (1830-1858).Немного сведений имеется о старшем брате С. Кербедза - Ипполите Валериановиче Кербедзе (1808-?). По настоянию Станислава он учился в ИКИПСе, закончив его в 1837 году первым по списку. Известно, что в 1837-1842 гг. И. Кербедз строил Нижегородское шоссе, а затем был принят на работу для сооружения подходов к Благовещенскому мосту, являлся производителем работ по возведению одной из его опор.Как руководитель работ, занимался ликвидацией Адмиралтейского канала, заключив его в огромную кирпичную трубу (один из первых коллекторов сточных вод в Петербурге) и возведя на его месте Конногвардейский бульвар.Конногвардейский бульвар, 1850-е гг.В конце1850 г. И. Кербедз был откомандирован в X (Киевский) округ путей сообщения, где назначен производителем работ по устройству предмостных сооружений и укреплению Александровской горы в связи с возведением цепного Николаевского моста через Днепр в Киеве. Это был первый постоянный мост через Днепр (семь пролетов и общей протяженностью 740 метров с разводной частью) и, по словам Е.Патона, "известный во всем мире своей красотой и оригинальностью". Затем Кербедз еще некоторое время занимался ремонтом днепровской дамбы, набережной Броварского и устройством опытного покрытия участка шоссе у памятника Владимиру Святославовичу. Николаевский мост через Днепр у КиеваПричастностью к постройке двух выдающихся мостов (Благовещенского и Николаевского) И. Кербедз вписал свое имя в историю транспортного строительства России.Кроме того, он оставил после себя достойное потомство: трех сыновей - Станислава, Михаила и Максимилиана. Первые двое стали инженерами путей сообщения.Станислав Ипполитович Кербедз (1844-1910), как и его отец, окончил ИИПС первым по успехам в 1865 году. На его счету участие в сооружениях Орловско-Витебской железной дороги (534 километра, 1868 г.), Балтийской линии (Балтийский порт-Нарва-Тосно, 420 километров, 1870 г.) и Новгородской узкоколейной (Чудово-Новгород, 73 километра, 1871 год), где он некоторое время был главным инженером Старорусского участка. Далее председательствовал в АО Владикавказской магистрали (1886-1906 гг.). В этот же период он – вице-председатель Китайско-Восточной железной дороги и вице-председатель Международного коммерческого банка.Хотя главным инженером АО КВЖД был опытный инженер путей сообщения А. Югович, С. Кербедз сам возглавил проектирование дороги (1250 километров) и подробно проработал ее самый сложный участок - Хинганский тоннель длинною3080 метров, а также мосты через Сунгари и другие реки. На дороге был устроен целый набор цивилизованных услуг: школы, больницы, магазины, библиотеки. Одних только железнодорожных училищ два десятка. АО также обеспечивало социальные гарантии работников КВЖД: шестичасовой рабочий день, оплачиваемый отпуск, бесплатное жилье и лечение. С.Кербедз во все это внес свой огромный труд и талант. С.Витте писал о нем: "Он был, в сущности, говоря, главным деятелем по сооружению этой дороги".Карта КВЖД периода «боксерского» восстанияХинганский тоннель на КВЖДВозка грунта вручную в насыпь, КВЖД, 1900 г.К сожалению, о деятельности Михаила Ипполитовича Кербедза (1846-1910), закончившего путейский вуз в 1868 году, информация весьма скромная. Так, известно, что во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он являлся начальником службы военных сообщений в тылу действующей армии.Это был первый случай использования ВОСО в период военных действий. Общий объем военных перевозок составил тогда более 600 тысяч вагонов. Помимо суровой военной обстановки бесперебойному продвижению воинских эшелонов мешала и погодная стихия: небывалое весеннее наводнение 1877 года спровоцировало размыв многих километров железнодорожного полотна. Необходимо было обеспечить и своевременную перевалку боеприпасов, вооружения и фуража на перегрузочных станциях Унгены, Яссы и Пашкани и с ширококолейного подвижного состава на западно-европейский. И со всеми этими невзгодами молодой инженер с достоинством справился.Первые учения войск ВОСО, 1877 г. Отметим еще период, когда М.Кербедз возглавлял один из участков на строительстве Самаро – Уфимской линии Златоустовской железной дороги (1882-1892 гг.). Рельеф местности там оказался очень сложным, изрезанным реками, ручьями и оврагами. Только малых мостов было сооружено более 200, а большой - протяженностью 640 метров через реку Белая.Схема ж.д.в районе Бесарабии, 1877-1878 гг.В конце своей трудовой деятельности М.Кербедз служил в Департаменте железных дорог инспектором по строительству новых магистралей. Он всегда с теплотой вспоминал о своей альма-матер и неудивительно, что в 1900 году поместил капитал в размере 22 тысяч рублей в стипендиальный фонд ИИПСа для вознаграждения трем студентам в память о своих выдающихся отце и дяде. Это была одна из самых больших сумм из общего числа частных пожертвований институту.Михаил Станиславович КербедзНесколько строк о Михаиле Станиславовиче Кербедзе (1854-1932) - самом позднем представителе путейской династии. Свое инженерное образование он завершил в ИИПСе в 1876 году и получил хорошую школу при устройстве Веребьинского обхода на магистрали Петербург-Москва. Интересно, что здесь трудились также брат известного мостостроителя Н. Белелюбского и племянник П.Мельникова. Михаил был производителем работ по сооружению на этом участке нового металлического моста через Мсту, а П.А. Мельников - веребьинской водопропускной трубы, заменившей целый мост-путепровод. Со своими задачами молодые инженеры справились блестяще, и обход этот прослужил до 2001 года, когда веребьинский участок вновь спрямили.В 1880-1890 годы М. Кербедз строил различные участки и ответвления Владикавказской железной дороги, где в эти годы председателем правления АО дороги, являлся его двоюродный брат С. И. Кербедз. Особенно значимой в ряду этих строек была линия Тихорецкая – Новороссийск, строившаяся в 1887 – 1888 гг. Она предназначалась для вы- воза зерна за границу, поэтому АО взялось и за сооружение крупнейшего в мире механизированного элеватора (на три миллиона пудов зерна), а также многих складов, холодильников, причалов и других сооружений.Элеватор в НовороссийскеНа этой стройке М.С. Кербедз заработал самые значительные капиталы, которые он так удачно употребил на строительство католического Приюта для юных сирот Польской диаспоры в Петербурге. Он внёс на его строительство 165 тыс. рублей. Здание этого приюта и ныне называют - «Дом Кербедза». «Дом Кербедза»- детский приют в ПетербургеЕго сестра Евгения Станиславовна Кербедз (1855-1946), также славилась меценатством и щедростью. Она построила на свои деньги здание в 1910 г. в Варшаве и подарила его публичной библиотеке. Она возвела ещё несколько общественных зданий в этом городе и в 1929 г. её избрали почётным гражданином Варшавы.В 1900 году, в дни празднования 50-летия со дня открытия Благовещенского моста, М.С. Кербедз подарил ИИПСу мраморный бюст своего отца, С. Кербедза, сделанный в Италии, который долгое время находился в помещении научно-технической библиотеки (судьба его неизвестна).Таким образом, семейство Кербедзов представляет собой яркий пример династии инженеров-путейцев трёх поколений! Источник
Знаменитые люди Пелясского краяТадас Иванаускас В 12 километрах на север от Щучина недалеко от деревни Головичполье находится усадьба Лебедка Ивановская - памятник усадебно-парковой архитектуры. Комплекс является памятником республиканского значения.Последними владельцами усадьбы была семья Ивановских. Самые ранние документальные сведения из истории этой семьи относятся к середине XVII века и связаны с Крыштофом Ивановским. Их фамильной эмблемой был герб «Рогач» (Rogalia), который представлял собой «… олений рог на правой, белой стороне поля и рог зубриный слева, на красном поле , а в шлеме с правой стороны — рог зубриный, с правой — олений».Современный вид дом получил при Леонарде Станиславовиче Ивановском (1845 - 1919), который в свое время получил хорошее образование: Виленская гимназия, Санкт-Петербургский технологический институт (1868). Более 20 лет строил промышленные предприятия по всей России. Был действительным стацким советником. Леонард знал несколько иностранных языков. Сотрудничал с Д.И.Менделеевым, вместе с ним ездил в Лондон, где в Королевскои Химическом Товариществе переводил доклад о химической системе элементов. Был женат на Ядвиге Рейхель, с которой у них было пятеро детей: Юрий (1876-1965), Вацлав (1880-1943), Тадеуш (Тадас) (1882-1970), Гелена и Станислав (1887 г. р.). (Тадас - второй слева).Хоть в семье Ивановских использовали в каждодневном обращении польский язык, отец считал себя и свой род наследниками шляхты сторой Литвы. Он определил главное направление воспитания в духе идей Великого княжества Литовского, а непосредственно занималась этим делом тетя Гелена Корбут, сестра Ядвиги. Тетя пробудила у племянников интерес к истории Великого княжества Литовского и повлияла на формирование их исторической сознательности. Семейное воспитание в подобном духе дало свои плоды: его сын Леонарда Тадеуш (Тадас), который родился 16 декабря 1882 года в Лебедке, считал себя литовцем и разговаривал на языке своего народа. Братья Тадаса Вацлав и Юрий (Ежи) со временем присоединилисьз к политическому и национальному движению: один – Беларуси, другой – Польши.Тадеуш Ивановский (Тадас Иванаускас) закончил гимназию в Санкт-Петербурге (1903 г.), изучал природоведение в Петербургском университете (1903-1905 гг.) и парижской Сорбонне (1905 - 1909 гг.). В 1910-1915 гг. руководил созданной им лабораторией наглядных естественнонаучных пособий. В 1914 г. организовал экспедицию в Мурманск и Северную Норвегию, в 1917 г. - на острова Северного Ледовитого океана.В 1919-1922 гг. руководил организованной им станцией по изучению природы.Инициатор создания Жувинского заповедника (1937) и орнитологической станции на мысе Вянте(1929). Через мыс Вянте проходит большой путь миграции птиц. Иногда за один день здесь полетают 100-200 тыс. птиц. В 1929 г. на мысе Вянте проф. Тадас Иванаускас основал станцию кольцевания птиц.Принимал участие в организации Литовского университета, в 1922-1940 гг. - профессор и заведующий кафедрой зоологии и сравнительной анатомии этого университета. В 1940-1956 гг. руководил кафедрой зоологии Вильнюсского университета, одновременно в 1949-1954 гг. работал на кафедре лесоводства Литовской сельскохозяйственной академии.Каунасский зоосад начинает свою историю в 1938 году. В день открытия в нем было всего 40 экспонатов.Это были животные профессора биологии Тадаса Иванаускаса и животные, подаренные другими зоопарками. Один из организаторов и первый директор (1945-1950) Института биологии АН Литовской ССР. В 1954-1970 гг. работал на кафедре общей биологии Каунасского медицинского института (в 1954-1965 гг. - заведующий)Основная область научной деятельности - зоология позвоночных. Исследовал животный мир Севера, Средней Азии, Поволжья, Средиземноморья, Бразилии. Один из основоположников и организаторов работ по охране природы в Литве. Автор работ по фауне Литвы, многочисленных учебников и научно-популярных книг. Редактор журнала "Мяджетояс" (1927-1938). Член Российского энтомологического общества (с 1916), почетный доктор Падуанского университета (с 1923), председатель Комиссии по охране природы при Президиуме АН Литовской ССР.Каунасский зоологический музей имени Т. Иванаускаса - один из старейших музеев республики и единственный зоологический музей в странах Балтии. Вся история и деятельность музея тесно связанна с развитием науки о природе Литвы и профессором Тадасом Иванаускасом. Сегодня зоологический музей Тадаса Иванаускаса в Каунасе – один из крупнейших естественнонаучных музеев Литвы: в его собрании свыше 175 тысяч экспонатов, которые увлекательно расскажут вам о фауне Литвы и других стран. Есть в музее и мемориальная экспозиция. Она посвящена основателю музея Тадасу Иванаускасу, крупнейшему ученому, профессору, автору 37 научных книг, самая известная из которых – «Птицы Литвы». Бюст-памятник Иванаускаса Тадаса Леонардовича (Tadas Ivanauskas) установлен в 1980 году на территории Литовского зоопарка (Lietuvos zoologijos sodas) в литовском городе Каунас.Почтовая марка, с портретом Т.ИванаускасаУчащиеся школы на могиле Тадаса ИванаускасаИсточник Сайт Пелясской частной средней школыс обучением на литовском языке http://www.pelesosmokykla.lt/ru/95
Прим. переводчикаГенри Парланд ( 29 июля 1908, Выборг — 10 ноября 1930, Каунас) — финский поэт и прозаик, писал на шведском языке.Отец — инженер, шотландско-немецкого происхождения, мать — прибалтийская немка, сестра философа Василия (Вильгельма) Сеземана. Мать и отец выросли в Санкт-Петербурге. Генри, как все в семье, говорил на русском и немецком языках, но писал по-шведски. Учился на юридическом факультете Хельсинкского университета. Как поэт испытал влияние русского футуризма, особенно увлекался Маяковским. В критических статьях развивал положения А.Белого, ОПОЯЗа.По настоянию отца Генри оставляет Хельсинки и уезжает в мае 1929 года в Литву, где в Ковно (Каунасе), тогда столичном городе, преподавал в университете брат Марии Парланд, известный философ Василий (Вильгельм) Сеземан. Для Генри находится должность в шведском консульстве.Неман гонит перед собой льдиныСловно стаю откормленных гусей.Они вразвалочку уплывают вдальИ громко гогочутКогда мосты пытаются испугать ихСвоей силой воли.Таким предстал Генри Парланду Каунас — маленький городок, только-только начинающий превращаться в столицу независимого Литовского государства. Время от времени в письмах Генри появляются сетования на унылость его жизни в изгнании, а вот как описывает он свои впечатления в одном из очерков: “Каунас весьма молодой город. Всего 10 лет назад это была русская крепость, где запрещалось строить дома выше двух этажей, но теперь город изо всех сил пыжится превратиться в столицу. Здесь возводятся небоскребы и роскошные здания торговых фирм. Но достроены пока лишь единицы… Улицы Каунаса морщатся от подобного энергичного обращения, которое требует прокладки водопровода и сооружения витрин. Они с непривычки щурятся от световой рекламы, нерешительно и осторожно цепляющейся за стены домов”.В эпилоге романа “Вдребезги” герой бродит “по улицам маленького чужеземного городка, куда забросила его судьба”. И мы, конечно, узнаем в этой одинокой фигуре самого автора. “Стояла осень, мелкий колючий дождь моросил по крышам домов, которые в тусклом сиянии капель казались еще ниже и невзрачнее. Писатель зашел в небольшой кабачок, который был едва заметен во дворе, и влил в себя несколько бокалов прямо у стойки. Это приглушило тяжесть, которую он носил в себе, на миг ему стало легче, он несколько раз глубоко вздохнул, расплатился и ушел”.Но в отличие от своего героя Генри не склонен был предаваться безграничному отчаянью. В конечном итоге верх всегда брал оптимизм молодости, жажда жизни и … любознательность. У него был еще один редкий и ценный талант — в любых обстоятельствах находить нечто интересное, яркое, заслуживающее изучения и осмысления.Пребывание в Каунасе оказало значительное влияние на творческое развитие молодого поэта. Здесь Парланд вновь оказался в среде русскоязычной интеллигенции, все еще сохранившей связи с Россией. Достаточно упомянуть, что в это время в Каунасском университете преподавали философ Л.П.Карсавин и художник М.Добужинский, в еврейском театре Ковно ставил спектакли ученик Вахтангова М.Гор. Впечатления от постановок этого театра отразились в одном из стихотворений Генри Парланда:Еврейский театр в КовноСамый великий язык— немой языкрук.Именно рукамимы хватаем жизньвыжимаем из неенемного солнечного светакоторый проливается на наси окрашивает на золотом.К сожалению, и об этом аспекте истории русского зарубежья мы знаем еще недостаточно, эта страница русско-литовских культурных контактов и взаимопроникновений еще очень мало изучена. / Ольга Мяэотс "Большое видится на расстоянии...", отрывок. Полностью ТУТ /
Прим. перев.Ян Звартендейк с детьми в Каунасе, 1940Перевод о нём ТУТ
Прим. переводчикаАлексонис Юозас Юльевич - радист подпольной радиостанции города Каунас.Родился 23 октября 1913 года в деревне Рицеляй ныне Лаздийского района Литвы в семье крестьянина. Литовец. Окончил начальную школу.Служил в национальной литовской армии. Учился в Каунаском экономическом училище, где создал комсомольскую ячейку. С 1944 года - член Каунаского горкома комсомола.Летом 1943 года, после окончания школы специального назначения, был заслан на территорию Литвы, где стал радистом подпольной радиостанции в Каунасе. Открытым текстом передавал жителям города сообщения Совинформбюро о положении на фронтах, зверствах фашистских оккупантов, призывал к борьбе с ними. Радиостанция была обнаружена фашистами, но по счастливой случайности Юозасу удалось уйти. Получив новую рацию, Алексонис обосновался практически в центре города, около железнодорожной станции. Следя за вражескими эшелонами, сообщал о них в штаб партизанского движения. Советское командование получало ценнейшие сведения о передвижении вражеских эшелонов.В январе 1944 года, заметив слежку за домом, Алексонис перебрался на новое место в дом коммуниста-подпольщика Обелениса. На этот раз гитлеровцы действовали осторожнее и смогли вычислить дерзкого партизана-радиста. Когда фашисты 5 апреля 1944 года окружили дом, где находилась радиостанция, Алексонис отстреливался до последнего патрона.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и проявленные при этом отвагу и геройство Алексонису Юозасу Юльевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Награжден орденом Ленина.Имя Героя носят морское судно, средняя школа в городе Каунасе (Литва). /Источник: сайт "Герои страны"/
Прим. переводчикаЙонас Басанавичюс (Иван Юрьевич Басанович, 23 ноября 1851— 16 февраля 1927) — литовский историк, фольклорист, публицист, общественный деятель; патриарх литовского национального возрождения.Учился в гимназии в Мариямполе (1866—1873) и сначала на историко-филологическом, затем медицинском факультете Московского университета. В 1879—1882 служил врачом и заведующим больницей в Лом Паланке (Болгария). В 1882—1884 совершенствовался в Праге и Вене. Стал учредителем, был редактором и одним из активных сотрудников первой литовской общественно-литературной газеты «Аушра» («Aušra», «Заря»). В 1884—1905 работал в больницах Варны и других городов Болгарии, участвовал в деятельности Болгарской демократической партии.В 1905 обосновался в Вильне. По его инициативе созван съезд литовцев в Вильне (Великий Вильнюсский сейм) 21—22 ноября (4—5 декабря) 1905, на заседаниях которого Басанавичюс председательствовал. По его инициативе было учреждено Литовское научное общество (1907), председателем которого оставался до смерти. Был редактором издания общества «Lietuvių tauta» («Литовский народ»). 16 февраля 1918 г. он подписал акт восстановления литовской государственности.Умер в Вильне и похоронен на кладбище Расу. Из-за значения Й. Басанавичюса в истории литовского национального возрождения и совпадения даты смерти с днём восстановления литовской государственности (16 февраля 1918) в советские годы у могилы в годовщины смерти и дни поминовения усопших демонстративно чтилась его память, чем отмечалась запретная дата 16 февраля.
Прим. переводчикаЮозас Тумас ( 20 сентября 1869— 29 апреля 1933) — литовский писатель, драматург, критик, публицист, литературовед, церковный и общественный деятель.Юозас Тумас родился в крестьянской семье в восточной Литве, недалеко от местечка Сведасай. Учился в Динабургской реальной гимназии (1881—1888). Испытал воздействие русской классической литературы (Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов) и нелегальных литовских периодических изданий. В 1888—1893 учился в Каунасе в духовной семинарии. По окончании назначен викарием католического прихода в Митаве. Включился в общественную национальную деятельность, в 1896—1904 руководил изданием клерикальной газеты «Tėvynės sargas» («Страж Отчизны»; редактор с 1897). Церковные власти, недовольные такой его деятельностью, стали перемещать его с одного места службы на другое.В 1914 был перемещён в Ригу, где он редактировал газету «Ригос гарсас» („Rygos garsas“; «Голос Риги»). Во время Первой мировой войны в 1915 в Петрограде участвовал в деятельности комитета по оказанию помощи литовским беженцам. Стал учредителем Партии национального прогресса (Tautos Pažangos Partija), участвовал в представительных собраниях литовцев в Петрограде («Петроградский сейм») и Стокгольме.В 1918 вернулся в Литву и в Вильне участвовал в работе комитета помощи беженцам, издавал газету «Летувос айдас» („Lietuvos aidas“; «Эхо Литвы»), в 1919 начал издание газеты «Неприклаусома Летува» („Nepriklausoma Lietuva“; «Независимая Литва»). В 1920 перебрался в Каунас. Был назначен ректором костёла Витовта Великого (до 1932).Одновременно работал на Гуманитарном факультете Литовского университета в Каунасе (с 1930 именовался Университетом Витовта Великого): в 1922—1929 читал лекции по истории литовской литературы. В 1929 удостоен звания почётного доктора.Один из самых продуктивных и многогранных литовсих писателей, мастер прозы. Начал писать стихи и прозу еще в реальной гимназии. Учась в семинарии, начал сотрудничать в клерикальной печати. На раннем этапе творчества писал главным образом мелкие очерки, небольшие по размеру драматические и прозаические произведения. В первые ряды литовской литературы Вайжгантас выдвинулся в 1920-е гг., когда обратился к созданию повестей «Дяди и тетки» (1921, самое популярное произведение), «Выродок», «Немой» (1930), «Жемайтский Робинзон» (1932), романа «Рак семьи» (1927—1929) о жизни ковенской интеллигенции в последнее десятилетие XIX века, эпопеи «Проблески. Картины борьбы за культуру» (вариант перевода названия «Просветы»; 1918—1920). /Источник Википедия/
Прим. переводчикаПятрас Вилейшис (1851 — 1926) — инженер, меценат, литовский общественный и политический деятель; брат Антанаса, Анупраса и Йонаса Вилейшисов.Родился в крестьянской семье. C 1861 года учился в Поневеже. Окончил гимназию с золотой медалью (1870) и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил кандидатом (1874). В 1880 году окончил Петербургский институт путей сообщения и поступил на службу в Правление Московского округа путей сообщения. В 1883 году был командирован в Бельгию для ознакомления с новейшей технологией строительства железнодорожных мостов.По возвращении работал специалистом по кессонам, затем учредил частную строительную компанию. Заработал значительные суммы на строительстве железных мостов. В 1890 году обосновался в Вильне. Учредил здесь механические мастерские сельскохозяйственных орудий (1900), типографию для издания литовских книг (1904), магазин литовских книг (действовал до 1913 года). В декабре 1904 года начал издание первой легальной литовской газеты «Вильняус жиниос» («Виленские вести», „Vilniaus žinios“; выходила до марта 1909 года) и сам её редактировал.В 1905—1906 годах построил по проекту архитектора Августа Клейна дворец на Антоколе. Часть комплекса предназначалась для публичных мероприятий и общественной деятельности. В 1907 году во дворце Вилейшиса была устроена первая литовская художественная выставка; после смерти Вилейшиса здесь действовали Литовское научное общество и литовское общество просвещения «Ритас» (ныне комплекс зданий занимает Институт литовской литературы и фольклора, Antakalnio g. 6).По возвращении в 1905 году в Литву Йонаса Басанавичюса вместе с ним занимался созывом Великого Вильнюсского сейма и организацией Литовского научного общества. В 1907 году был избран в члены правление Литовского научного общества.Однако к тому времени привезённый из России капитал, потраченный на всякого рода национальную работу, иссякал. Убыточные мастерские, типографию, книжный магазин пришлось продать (мастерские — акционерному обществу Вилия, книжный магазин — Йонасу Шлапялису). В 1908 году вместе с семьёй выехал в Россию. Руководил строительством мостов, во время мировой войны участвовал в обществе помощи пострадавшим от военных действий, участвовал в деятельности, направленной на восстановление Литовского государства.В 1921 году вернулся в Литву и обосновался в Каунасе. Служил начальником корпуса инженеров министерства транспорта, был министром транспорта в 1922—1923 годах.Умер 12 августа 1926 года в Паланге. Был похоронен на средства государства в каунасской базилике. 21 марта 1935 года прах был перевезён в Вильну и упокоен в семейной могиле на кладбище Росса (Расу).Активно участвовал в литовском общественном движении, пропагандировал развитие национального хозяйства, поддерживал просветительские инициативы. Пользуясь своим положением и связями с влиятельными российским чиновниками, добивался отмены запрета на литовскую печать латинским алфавитом.Ещё студентом организовал в Петербурге кружок литовских студентов, выпускал рукописную газетку латинским алфавитом „Kalvis melagis“ (1875—1876), участвовал в благотворительной деятельности литовских обществ в Петербурге.Финансово поддерживал литовскую периодическую печать. Сотрудничал в «Варпасе» и «Аушре», сам писал и переводил книги на литовский язык, организовывал их издание и распространение. Получив в 1876—1877 годах разрешение Петербургского цензурного комитета, легально издал латинским алфавитом четыре своих книги. Позднее его сочинения издавали типографии в Восточной Пруссии и США. Пользуясь своим положением, содействовал литовским книгоношам в переправке запрещённых книг железнодорожным транспортом.На свои предприятия принимал рабочих литовцев. В Вильне, наладив издание «Вильняус жиниос», готовил в своей типографии наборщиков литовской печати. Материально поддерживал организацию литовских художественных выставок, курсов литовского языка, школ.Сотрудничал в литовской печати ещё во время её запрета латинским шрифтом («Варпас», «Аушре»). Сам писал и переводил книги на литовский язык, организовывал их издание и распространение. На свои средства издал около ста литовских изданий. Написал несколько рассказов, сценических картин, стихотворений. Переводил прозаические произведения Марка Твена, Брет Гарта, Генрика Сенкевича, Андерсена. Написал несколько учебников, написал или пересказал около тридцати популярных книжек на разные темы — из области ветеринарии, естественных наук, истории культуры, медицины, садоводства, сельского хозяйства. Использовал псевдонимы Petras Nėris, P. N., Giedris, Ramojus, V. Gintautas.В 1923 году факультет гуманитарных наук Литовского университета присвоил ему степень почётного доктора литовской литературы. Литовское общество техников и инженеров избрало Вилейшиса своим почётным председателем (1924). В 1926 году технический факультет Литовского университета удостоил Вилейшиса званием почётного доктора-инженера. За заслуги перед страной Сейм Литовской Республики назначил ему государственную пенсию (1925). /Источник Википедия/
Прим. перев. Симонас Даукантас (1793— 1864) — литовский историк и писатель-просветитель, собиратель фольклора, один из первых идеологов литовского национального возрождения; автор первых трудов по истории Литвы, написанных на литовском языке.Родился в крестьянской семье. Учился в школах Кретинги и Жмудской Калварии (ныне Вардува), в виленской гимназии. Поступив в 1816 году в Виленский университет, сначала на отделении литературы и свободных искусств, затем (с 1818 года) на отделении нравственных и политических наук изучал историю и античную литературу. Окончил Виленский университет со степенью кандидата в 1819 году. В 1822 году защитил диссертацию на степень магистра, но из-за процесса филоматов—филаретов диплом магистра права получил только в 1825 году.Служил в Риге в канцелярии генерал-губернатора (1825—1834), затем в Санкт-Петербурге помощником метриканта Литовской метрики в канцелярии Сената (1835—1851).В 1850 году вернулся в Литву. В 1851 году вышел на пенсию. Жил в Варняй у епископа Волончевского, затем у меценатов — у врача Петра Смуглевича в имении Ной-Бергфрид на полпути между Бауской и Елгавой (ныне Яунсвирлаука в Латвии), а последние годы провёл в местечке Папиле.Ещё в студенческие годы писал сочинение «Деяния древних литовцев и жемайтов» („Darbai senųjų lietuvių ir žemaičių“). В Санкт-Петербурге создал основные труды — историческое исследование «Обычаи древних литовцев» („Būdas senovės lietuvių, kalnėnų ir žemaičių“), фольклорный сборник «Песни жмудские», книги, предназначенные для просвещения народа. В «Истории Литвы с древнейших времен» он романтически идеализировал историческое прошлое Литвы, особенно до 15 века, осуждал крепостное право, считал, что его занесли в Литву чужеземные «паны и ксендзы». Даукантас признавал несправедливыми феодальные повинности, оправлдывал сопротивление крестьян их взысканию. Землю, которую обрабатывали крестьяне, он считал собственностью крестьян захваченной помещиками. Историк показал роль католической церкви как организатора и соучастника набегов тевтонских рыцарей на Литву.Ученый исходил из убеждения, что человеку, присущи некоторые врожденные идеи, в частности, идея свободы. Всякое принуждение искажает природу человека. Индивидуалистическому пониманию личности Даукантас противопоставлял, руководствуясь идеей общественного договора Ж.-Ж. Руссо, концепцию единства личного и общественного блага. Становление будущего свободного общества он связывал с воспитанием человека в труде, с осознанием каждым своей ответственности за судьбы народа и родины. Основой национальной культуры Даукантас считал фольклор. Он собрал и издал памятники литовского фольклора («Жемайтские народные песни», 1846), выступал за внесословное народное образование, за школу с преподаванием на родном языке. Для литовских школ С. Даукантас составил азбуку (1842; с использованием методики И.Г. Песталоцци), «Начатки латинской грамматики» (1837), литовско-латинский словарь (1851). Он написал ряд назидательных произведений, популярных книг по сельскому хозяйству, перевел (1846) на литовский язык басни Федра (19846), труд Корнелия Непота «О выдающихся полководцах», книгу Д. Дефо о Робинзоне Крузо в адаптации И.Г. Кампе. Вернувшись в Литву, Симонас Даукантас жил в Варняе (1851-1861), занимался подготовкой к изданию книг на литовском языке, в распространении которых видел средство просвещения и формирования национального самосознания литовского народа. Автор первых трудов по истории Литвы на родном языке.На родине Даукантаса на средства, собранные учителями, в 1930 году был установлен памятник (скульптор Винцас Грибас). В Вильнюсе именем Даукантаса названа площадь перед Президентурой (в XIX веке Дворцовая площадь, затем до 1915 года площадь Муравьёва, в межвоенные годы — площадь Наполеона, в советское время — площадь Кутузова). Улицы Даукантаса есть в Каунасе, Клайпеде, Паланге и других городах Литвы. Один из дворов ансамбля Вильнюсского университета носит имя Даукантаса. Портрет Даукантаса изображён на банкноте 100 литов.
Прим. перев.Зита (1212 г., Монсаграти, около города Лукка, область Тоскана, Италия — 27 апреля 1272 г., Лукка, Италия) — святая Римско-католической церкви, почитается покровительницей горничных и домашней прислуги.Зита родилась в 1212 году в деревне Монсаграти, возле города Лукка, область Тоскана. В возрасте 12 лет она стала прислуживать в доме семьи Фатинелли. В течение долгого времени работодатели перегружали девочку работой, часто избивали. Однако непрерывное плохое отношение к Зите не лишало её внутреннего мира и спокойствия. Зита переносила издевательства смиренно, что, в конце концов, смягчило отношения к ней хозяев и коллег по работе. Постоянное благочестие и терпение Зиты привели семью Фатинелли к христианскому обращению. Зита считала свою работу призванием от Бога и элементом личного покаяния.Зита скончалась 27 апреля 1272 года в возрасте 60 лет, прослужив 48 лет семье Фатинелли. После её смерти члены этой семьи стали почитать Зиту как святую. В 1580 году её тело было эксгумировано и оказалось, что мощи святой Зиты являются нетленными. Они были перенесены в базилику святого Фридиана в городе Лукка, где хранятся в настоящее время.В 1696 году Зита была причислена к лику святых. День памяти в Католической Церкви — 27 апреля. /Википедия/
Каролис Пожела (1896 - 1926) - один из организаторов Коммунистической партии Литвы.Родился в крестьянской семье.Студентом Дерптского университета в 1916 вступил в РСДРП, вёл партийную работу в Эстонии. Участник Февральской и Октябрьской революций. Весной 1918 организовал одну из первых ячеек КП Литвы на оккупированной германскими войсками территории; делегат учредительного подпольного съезда партии (октябрь 1918).После падения Советской власти в Литве (август 1919) на подпольной партийной работе в Расейняй и Каунасе, где в 1920 создал нелегальную партийную типографию «Спартакас», был редактором газеты «Теса», органа ЦК КП Литвы, и ряда других партийных изданий. С 1921 член, с 1923 секретарь ЦК Коммунистической партии Литвы. Делегат 5-го конгресса Коминтерна (1924).Арестован после происшедшего под руководством Смятоны 17 декабря переворота в Литве. Вместе с другими руководящими работниками КП Литвы предстал перед военным трибуналом по обвинению в подготовке к коммунистическому восстанию и вместе с Юозасом Грейфенбергерисом, Раполасом Чарнасом и Казисом Гедрисом приговорен к смертной казни. Осуждённые были расстреляны 27 декабря 1926 в VI форте Каунаса.Интересная подробность - его сын Юрас Пожела, родился в 1925 году в Москве. Известный физик, доктор наук, профессор, специалист в области физики полупроводников. Академик, с 1984 президент Академии наук Литвы. Член КПСС, лауреат Ленинской и Государственной премий. Скончался в 2014.