Автор Тема: Израиль – неудавшееся государство?  (Прочитано 3701 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Tortilla

  • Гость
Израиль – неудавшееся государство?
« : Понедельник 9 Июля 2012 13:50:31 »

Нашёл: NetGeo, Перевод: Глобальный Хуторок
Страна: США
Издание: The American Conservative
Автор: Ноа Миллман
Дата опубликования статьи: 25 января 2012 года

Израиль – неудавшееся государство?


 
«Разрушение Израиля» - книга Гирсона Горенберга, издательство «Harper», 336 страниц.

Гирсон Горенберг – исключение из правил, причем из многих правил. Он православный еврей-израильтянин американского происхождения, такие люди обычно придерживаются крайне правых взглядов в израильском вопросе. Однако Горенберг решительно встал на сторону левых: он не только считает, что нужно остановить строительство поселений, но и что необходимо начать эвакуацию «не дожидаясь подписания мирного соглашения», обсудить двустороннее решение, основанное на «зеленой линии» (линии перемирия 1949 года, фактические границы государства до войны 1967 года), отделить синагогу от государства и установить действительное равноправие между еврейским и арабским населением Израиля. Более того, он реально понимает, как арабское население Леванта должно было осуществлять сионистский проект с самого начала: когда он говорит о палестинской накба («катастрофа», как палестинские арабы называют войну, которую израильские евреи считают войной за независимость), он не ставит это слово в кавычки. Несмотря на то, что Горенберг – сторонник левых, он считает себя скорее сионистом, нежели несионистом, антисионистом или постсионистом. Это значит, что писатель относит себя к еврейским националистам.

Государство Израиль – это тоже исключение из правил, из многих правил. Подобно Алжиру и Греции, Вьетнаму и Индии, Литве и Кении, а также многим другим государствам, Израиль – это плод национального движения за свободу, борьбы; другими словами, как поется в национальном гимне Израиля, люди хотят быть «свободным народом на своей собственной земле». В отличие от других национальных движений за свободу, сионизм – это не стремление создать независимое государство для уже существующей нации, но создать и государство, и нацию из разбросанных по всему земному шару людей, которые тысячелетиями жили в изгнании вдали от дома. Подобно США и Канаде, Аргентине и Бразилии, Южной Африке и Австралии, Израиль – это страна поселенцев, созданная европейцами, которые пришли, чтобы не просто управлять коренным населением, но чтобы подчинить и заменить его. В отличие от других колониальных стран, Израиль – это страна не тех, кто идет вперед, осваивая новые земли, но страна тех, кто возвращается домой. И хотя любой израильтянин мог бы осесть в любой стране, равно как и любой человек любой национальности, в целом на земле не существует места, которое израильтяне смогли бы назвать домом.

Итак, уникальный человек написал книгу об уникальном государстве и о длительном и глубоком кризисе, в котором эта страна находится. И вполне очевидно, что это уникальный случай в истории жанра.

Горенберг выбрал необычную форму, чтобы изложить хорошо знакомую историю, которая отлично известна любому, кто знает, как развивался палестино-израильский конфликт. Горенберг – первый человек, который написал книгу, открыто порицая общественные последствия израильского колониального предприятия на западном берегу (Иордана), и хотя критика автора звучала достаточно жестко, цель книги не в том, чтобы задокументировать эти последствия, или убедить несогласных, что оккупация территории имела ужасные последствия для палестинцев. Горенберг – не первый человек, который приводит «демографический аргумент» в пользу двустороннего решения палестино-израильского конфликта. Суть аргумента – Израиль не может одновременно оставаться демократическим и еврейским государством, если страна будет представлять собой прочное и стабильное еврейское большинство. Этого не получится, если западный берег будет превращен в израильскую колонию. Действительно, последнее утверждение – это теперь часть здравого смысла для Израиля: все партии, находящиеся «левее», чем «Ликуд»*, одобряют это высказывание, член «Ликуда» премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху номинально принимает такой порядок, и даже идеологическая платформа крайне правой партии «Наш дом Израиль» (лидер и основатель – Авигдор Либерман) опирается на это исходное условие (именно поэтому в рамках предполагаемого соглашения Либерман предлагает обменять густонаселенные арабские районы внутри «зеленой линии» на блоки израильских поселений на западном берегу). Но и это не основная мысль книги Горенберга: он считает естественным, что люди имеют представление о базовых понятиях.

Скорее всего, цель книги – показать, что ряд решений, принятых после войны 1967 года привел к оккупации западного берега  и Газы, что стало причиной прогрессирующего «разрушения» государства Израиль. Действительно, активная экспансия колоний настолько разрушила основы политического сионизма, что Израиль, как нам теперь известно, подвергается опасности не только как «еврейское демократическое государство», но  как государство в принципе.

Излагая свои доводы, Горенберг начинает с того, что переносит читателя в догосударственный период и период ранней израильской государственности. До получения независимости еврейская община в Израиле подчинялась колониальному праву, однако действительно обладала институтами самоуправления, которое осуществлялось в ешувах** с помощью разнообразных политических сионистских движений и военных дружин. Когда народ добился национальной свободы, а ООН проголосовала за разделение и победу в войне за независимость, Израилю было необходимо продолжать государственное строительство.

Первый лидер Израиля Давид Бен-Гурион шел к этой цели, используя методы, знакомые нам по опыту других колониальных государств. Партия освобождения учредила государственные органы (или забрала власть из рук колониального правительства), но сделала это так, будто новые органы были неразрывно связаны с самой партией, потребовав, чтобы «проигравшие» политические общности расформировали свои догосударственные учреждения, в частности военные. Чтобы добиться поставленной цели, Израилю пришлось участвовать всего в одной «битве»: правительственные силы потопили судно «Altalena», которое перевозило оружие для «Иргун»***, отказавшейся передавать боеприпасы вооруженным силам Израиля.

Это решение Бен-Гуриона Горенберг называет наглядным примером того, что значит быть государством: применив силу решительно и своевременно, Бен-Гурион утвердил государственную монополию на военную силу, то есть гарантировал существование государства как института. Кроме того, проигравшая партия так и не смогла смириться с этим решением, и Горенберг подробно излагает, как спустя годы случай с «Altalena» отзывается в израильской правовой системе. Однако, что касается всех записей о евреях, стрелявших в других евреев, следует отметить, что, несмотря на характер трудностей, с которыми столкнулся Израиль, страна совершила переход от революционного национального движения к функционирующему государству гораздо успешнее, чем многие другие страны, сбросившие бремя колонизации. (Одной из важнейших задач, вставших перед Израилем, было объединить огромное количество бедных иммигрантов, которые, хотя и разделяли чувство народной общности, были разбиты на различные культурные и языковые группы).

Однако после драматичной победы 1967 года Израиль подвергся искушению завоеванной территорией: страна могла подвергнуться историческому регрессу и вернуться к догосударственному периоду национальных движений. В 1967 году Израиль завладел двумя типами территорий. Синайский полуостров и Голанские высоты признавались в мире как суверенные земли Египта и Сирии. И хотя израильтяне основали поселения в обоих районах – и на самом деле аннексировали Голанские высоты – спор об этих территориях носит межгосударственный характер, и вопрос будет решаться между странами в установленном порядке (как это было с Египтом после Кэпм-Дэвидских соглашений).

Западный берег и Газа, однако, не были присоединены к государству, кроме того, на этих территориях не действовала глава Женевской конвенции об управлении в оккупированных районах.  Земли заселялись безотносительно закона, подобно тому, как создавались еврейские поселения в догосударственный период. Было одно отличие: активная и пассивная поддержка государства. Активная поддержка состояла в планировании расселения израильским государством, а пассивная – в ретроспективном признании незаконных поселений законными; это процесс, который ускорился со времен соглашений в Осло****. Израильское государство не только нарушило свои собственные и международные законы, но и, что еще опаснее с точки зрения целостности государства, призывало частные партии верить, что они действовали патриотично, нарушая нормы права и вынуждая государство основываться в своих действиях на том, что эти нарушения (как они, предположительно, думали) принесут выгоду Израилю или, точнее говоря, «еврейскому национальному движению». Горенберг полагает, что на самом деле это повредило Израилю как государству, кроме того, было бы неверно говорить о пользе или вреде того или иного предприятия для этнической или религиозной группы, такой как «евреи».

С 1967 года, рассказывает Горнеберг, колониальное расселение подрывало израильскую государственность. Оно способствовало процветанию заговоров и коррупции в правительстве (никто не вел учет расходов на поселения, данные просто не хранили), вызвало образование мессианских религиозных группировок, которые не признают государство как высшую инстанцию, решающую вопросы о мире, войне и территории, и, как следствие, усилило влияние этих группировок в рядах вооруженных сил, так как военные могут служить на разных территориях, не подвергаясь моральному разложению. Это, в свою очередь, привело к расколу в армии и решению правительства вывести войска с западного берега. И когда арабско-еврейские отношения приняли форму вооруженного национального противостояния, все отрицательные явления снова вернулись на территорию Израиля, где частные группировки, нередко имевшие некоторую поддержку со стороны государства, предпринимали попытки «иудаизировать» части государства, где преобладало арабское население.

И вновь эта история кажется знакомой. Менее знакомыми кажутся условия, в которых она происходила. Горенберг, даже будучи возмущенным бедственным положением палестинцев, пишет не об их тяжелой судьбе. Он также не принимает антисионистскую точку зрения. Он, наоборот, пишет с точки зрения преданного сиониста. Мы часто забываем, что сионизм не был движением самозащиты. Это было националистическое движение. Национализм рассказывает людям, что значит быть свободными: это значит быть частью суверенного, независимого сообщества, обладающего самосознанием и автономией. Потерять чувство национального целого, быть управляемым другими группами, не суметь достигнуть независимости и суверенитета наравне с другими нациями – вот признаки несвободы. Незрелости. До сионизма евреи были, с точки зрения ведущегося повествования, либо крайне незрелой нацией, либо не нацией вообще. Перед сионизмом стояла задача не просто дать «безопасное пристанище» евреям, бегущим от преследования царя или нацистов, это была даже не первостепенная задача. Сионизм преследовал цель духовного омоложения еврейского народа путем сплочения его в единую нацию и образования независимого государства. 

Вот краткое описание той формы повествования, которую принял Горенберг. Судя по ней, можно сказать, что он преданный сионист. Действительно, главная мысль книги состоит в том, что удерживая и заселяя территории, захваченные в 1967 году, Израиль вернулся к той форме существования, которую должен был преодолеть сионизм. Подрывая авторитет государства, колониальное расселение оживило этот способ бытия, который, с точки зрения Горенберга, еврейский народ должен был преодолеть, приняв силу и ответственность института государственности. Действительно, с нравственной точки зрения принятие государственной власти стояло на первом месте, было основной задачей. Колониальное расселение подрывает нравственные устои Израиля не только потому, что оно незаконно, но также потому, что оно свидетельствует о провале сионизма как идеологии.

Горенберг написал эту книгу в основном для евреев. Учитывая тот прием, который оказали автору в синагогах и других учреждениях, куда он приходил, чтобы поговорит о своей книге, можно заключить, что большая часть оппозиции внутри еврейского сообщества отказывается принять неприятные факты и пытается перекричать и заглушить вестника с неприятным сообщением. Но я могу представить более решительный подход к оппозиции. Горенберг утверждает, что Израиль способствует собственному регрессу в сторону догосударственной формы существования, что страна вновь попала в ситуацию, когда евреи замкнуты в национальном конфликте со своими соседями. Эта нация больше не представляет собой независимое государство, поддерживающее отношения (гармоничные или трудные) с пограничными странами. Но почему обвинять в этом надо сам Израиль? Откуда мы знаем, что догосударственный период вообще закончился? Арабские государства установили перемирие в 1949 году? Нет.  Палестинцы смирились с существованием еврейского государства? Нет. Так почему Израиль должен сложить оружие и сказать: «С нас хватит, мы больше не будем сражаться, чтобы достичь большего, даже если вы продолжите борьбу и нам достанется меньше». Почему Израиль должен быть неудачником?

Я не думаю, что для ответа на этот вопрос стоит вновь оспаривать факты или судить, чьи действия были более или менее оправданы. Я считаю, что лучшим ответом на поставленный вопрос станет цитата Бен-Гуриона: «Важно не то, что скажут нации мира, но то, что сделают евреи». Высказывание обычно цитируют в качестве неодобрения беспокойства о том, «что подумает мир», если Израиль поступит так или иначе.  Однако эта фраза также является отличным ответом людям, которые оправдывают действие израильского правительства в соответствии с враждебным отношением палестинцев или кого бы то ни было к сионизму. Целью сионизма было суверенное независимое еврейское государство на исторической земле Израиля как средство для духовного возрождения еврейской нации. Если оккупация уничтожает основы, расшатывает государство и развращает людей, как утверждает Горенберг, то сионисты должны быть первыми, кто положит этому конец как можно скорее и не станет требовать более выгодных условий– не говоря уже о требовании одобрения и смирения со стороны тех, кто рассматривает еврейское государство в лучшем случае как неудавшуюся жизненную реалию.

В конце концов, было глупо полагать, что кто-либо кроме евреев будет искренне предан идеям сионизма, ведь сионизм был еврейским национальным изобретением. Объективно судить об успешности или провале этого изобретения можно лишь по тому, какую нацию и какими средствами построит эта идеология. Горенберг оценивает сионизм именно так. И к своему разочарованию, но не отчаянию, он находит сионизм неполноценным.
 
Оригинал статьи


Примечания редакции:

 
* «Ликуд» - правоцентристская, национал-консервативная политическая партия Израиля.

** Ешува - буквально заселённое место, население, также заселение

*** «Иргун» - еврейская крайне правая подпольная организация Менанхема Бегина, действовавшая на территории Палестины с 1931 по 1948 гг.

**** двухсторонние секретные переговоры в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) с целью урегулирования израильско-палестинского конфликта, проходившие под эгидой Норвегии

Оффлайн Robertas

  • 5 KOLONA VIS DAR TIKISI
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1842
  • A.Paleckis į Lietuvos žmonių akis spjovė nuodų
Главная ошибка Израиля
« Ответ #1 : Суббота 24 Ноября 2012 10:55:22 »
Главная ошибка Израиля

Конечно, арабы начали первыми, кто бы сомневался. Попали снарядом в джип Цахала на границе с Газой. Ехал джип, а они его взорвали. Убитых нет, раненые, но кому это понравится: солдаты тоже люди – сыновья, братья, племянники. А потом выпустили ракету, и не одну, а сто двадцать одну за три дня. Правда, никуда не попали: не умеют делать ракеты и запускают не очень. Но ведь хотели. И это кому понравится? Правда, две недели назад тоже пускали, а за два месяца до этого еще. Не важно: какая-то из них стала последней каплей.

С другой стороны, были кандидаты на последнюю каплю покрупнее. Например, теракт возле курортного города Эйлат в августе 2011-го, тогда погибло семеро. Или пять месяцев назад, когда из Газы обстреливали южные израильские города? То, что не было ясного повода, который стоял бы как холм среди равнины, дало основание предположить: а вдруг война предвыборная? Операция «Облачный столп» началась за два месяца до израильских выборов, и прошлая, «Литой свинец» четыре года назад, началась за два месяца до выборов. Потому что какие там социальные протесты и экономические тяготы, когда родина в опасности? Можно и потерпеть. Какие сейчас либералы у власти? Политика должна оставаться в руках решительных людей.

У нас давно не было демократии, поэтому мы забыли, что у нее бывает и такая, военная сторона. А ведь два последних раза, когда у нас были относительно свободные выборы, мы тоже воевали.

С другой стороны, для предвыборной войны решительные люди окончили ее как-то странно и внезапно. Начали, когда повода не было, закончили через считаные часы после того, как повод появился: в Тель-Авиве взорвали автобус. Никто не погиб, но все-таки автобус последний раз взрывали восемь лет назад. И тут же перемирие. Израильский фейсбук злился и недоумевал. 

Киевские донецких

Самое удивительное с современными иудейскими войнами вот что. Люди тонкие, воспитанные, читавшие Бродского и Бокаччо вдруг переходят на язык Белова (Поткина), и вместо Бродского (и Бокаччо) я слышу: давить, добить, раз и навсегда, звери, а не люди, дикари, тысячу за одного.

А что произошло-то? Беслан, «Норд-Ост», «Курск» террористы утопили? Так даже во время Беслана и «Норд-Оста» вроде не забывали про Бродского, говорили, что главное не месть, а человеческие жизни, ругали власти за то, что отказываются от переговоров. А тут – не подходите к ней с вопросами.

Каждый раз когда в Израиле стреляют, выясняют, кто первый начал и кто виноват. Это важный вопрос для начала войны, но абсолютно второстепенный, когда война длится 65 лет. Когда война длится несколько поколений, давно нет вопроса о первом выстреле, есть просто перестрелка.

Несколько дней назад я писал в «Русской жизни», что стрельба из Газы и по Газе – такое же сезонное явление, как миграция скворца обыкновенного. Я вырос под эту новость, и те, кто меня на десять лет старше, выросли под нее же, и те, кто старше их. А что тут можно придумать, когда два почти равночисленных народа делят одну страну? На Украине или в Бельгии делят, допустим, мирно. Но если бы не мирно, если бы, допустим, как кошка с собакой, как сербы с хорватами, как ахейцы с троянцами одну Елену, то что бы вышло?

Вот победили, значит, ахейцы троянцев, киевские донецких или наоборот в каком угодно честном бою: наша страна, разумейте, языцы, и покоряйтеся. Они же покорились, но не разумеют: живут, вымирать не планируют, в стаи не сбиваются, со скворцами не улетают, не тают по весне, не опадают осенью. Они ж – палестинцы, донецкие, львовские не понаехали: не киргизские кровельщики, не молдавские штукатуры. Тут родились, выросли, ходили в садик и школу, как и их папа с мамой. Живут, значит, едят, пьют, качают права. Лесные братья ушли в леса, горные в горы, степные в степи. Привет Мальчишу. И что тут придумать? Либо наделить их правами в своей стране (их же бывшей), либо сделать им отдельную страну. А ни того, ни другого не хочется, жалко. Думаешь, встанет когда-нибудь из мрака розоперстая Эос, поглядит с высоты, а их и след простыл. Нету, словно и не было на свете. Просыпаешься, а они все тут. Как плохой сосед, постылая жена или надоевший вид за окном.

План Путина

У Израиля как не было, так и нет плана на случай – давно одержанной – победы. Поэтому приходится побеждать снова и снова. За последние 65 лет побеждали несколько раз по-крупному и множество раз по мелочи, и конца не видать.

Бывает, в Израиле свою войну сравнивают с чеченской. Россия воевала более жестоко, чем Израиль. Но у чеченцев, как за двести лет до них у поляков, в случае поражения была понятная перспектива – остаться российскими гражданами. Может, не всем хотелось, но все-таки. Как она реализуется, мы с вами видим. Чеченцы побеждены, и с русскими паспортами летают за границу, ездят по России, делают бизнес, покупают недвижимость, справляют свадьбы. И на территории побежденной Чечни не строят микрорайоны социального жилья для подмосковных очередников. Может, это не всем нравится уже в стане победителей, но это другой вопрос. У палестинцев такой перспективы не просматривается.

Что делать с побежденными? Шесть миллионов израильтян очевидно не хотят делать четыре миллиона арабов гражданами своего государства. Можно понять, я бы тоже задумался – при таком-то соотношении. Хорошо бы уехали – в Иорданию, в Тунис, в Египет. Вокруг огромный арабский мир, пусть катятся. Но добровольно не уезжают, и силой не выгнать: дети ревут, женщины голосят, мужики смотрят злобно, чемоданы, узлы, дороги, пыль, туман. Все это по CNN показывают, самим противно, чего уж.

Дать свое государство? Так сначала и планировалось – если не коммуналка, то разъезд. Но тут жди раздела имущества, а его уже в дело приспособили: комнату заняли, обставились, обжились, сервант, комод, книжные полки, поселили родственника из провинции на раскладушке. Куда его теперь?

И другого жалко: за что воевали, земля, политая кровью дедов, отцов, братьев, сыновей и племянников – как отдать? Ни пяди. Ну, может, одну или две. А этим ведь пол-Иерусалима подавай. Представьте себя на месте израильтян: чеченцев не миллион, а почти как нас с вами – допустим, 100 млн, и еще говорят, что пол-Москвы – это их город. Ну не Москвы – так Киева, матери городов русских. Хотя Киева нам теперь как раз не жалко. Уже попрощались.

Чтобы оттянуть момент, когда надо что-то решить, говорят: там не с кем договариваться. Если ждать, когда у палестинцев возникнет правительство, как в Дании или хотя бы как в Иордании, всегда будет не с кем. ХАМАС, возможно, вообще худшее правительство в мире. Но это потому, что оно вообще не правительство. Уберите из Москвы власти, армию, полицию, и в городе будут заправлять те, у кого есть оружие и нет жалости. Примерно это самое и произошло в Газе.
Затянувшееся наказание

И вот из всех путей не выбрано никакого. Пусть оно как-нибудь само. Само получается плохо. Тележку с рухлядью катить по узким переулкам гетто – это сейчас не про Израиль, это сейчас, конечно, про Газу. Трущобы, перенаселенные пораженными в правах людьми, местными и согнанными-сбежавшимися из окрестностей, замкнутые по периметру охранниками, а внутри заправляют самые безжалостные и самые вооруженные. Решительные, так сказать, люди.

Отсутствие плана у победителей рождает перестрелки длиной в полвека. 65 лет назад Германия стреляла по русским, американцам и французам, Италия по англичанам, Япония по китайцам, Англия по индийцам. А сейчас разве можно себе это представить? За это время восстали и пали империи, начался и закончился коммунистический эксперимент в Европе, стала независимой Африка и Азия, Китай перешел от гражданской войны через культурную революцию к капитализму. А тут всё стреляют – из Газы и по Газе.

Европейцы наказали Германию за агрессию оккупацией в 1945 году, израильтяне наказали арабов за агрессию оккупацией почти тогда же – в 1948-м. Однако если бы сейчас, 70 лет спустя, на месте Германии были «немецкие территории», иначе называемые «Западный берег реки Одер» или «Восточный берег реки Рейн», мы бы точно имели немецкие самодельные фау над французскими городками и немецких фольксфрайхайт-шахидов в московском и лондонском общественном транспорте. http://slon.ru/world/glavnaya_oshibka_izrailya-855728.xhtml
Игнор: Tukutis,Piwasikas

Оффлайн Robertas

  • 5 KOLONA VIS DAR TIKISI
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 1842
  • A.Paleckis į Lietuvos žmonių akis spjovė nuodų
Re: Главная ошибка Израиля
« Ответ #2 : Суббота 24 Ноября 2012 11:07:06 »
Как выглядит вблизи израильский «Облачный столп»

http://slon.ru/world/photo/kak_vyglyadit_vblizi_izrailskiy_oblachnyy_stolp_foto-346/photo-1.xhtml
Игнор: Tukutis,Piwasikas

Оффлайн Олегович

  • Full Member
  • ***
  • Сообщений: 204
Re: Главная ошибка Израиля
« Ответ #3 : Четверг 29 Ноября 2012 14:28:42 »
 Главная ошибка Израиля - в том что они допустили "арабскую весну", не защитили Каддафи, не помогают Асаду...
  Надеялись снять сливки с процесса или поверили обещаниям что все делается ради евреев.

 Когда падет Сирия, Израиль познакомится не с кассамами,  но вполне настоящими сирийскими ракетами...

Оффлайн dmiyur

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 5608
Re: Главная ошибка Израиля
« Ответ #4 : Четверг 29 Ноября 2012 22:10:56 »
Главная ошибка Израиля это его создание на весьма сомнительных основаниях .

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: Главная ошибка Израиля
« Ответ #5 : Воскресенье 3 Февраля 2013 15:06:39 »
Главная ошибка Израиля - в том что они допустили "арабскую весну", не защитили Каддафи, не помогают Асаду...
  Надеялись снять сливки с процесса или поверили обещаниям что все делается ради евреев.

 Когда падет Сирия, Израиль познакомится не с кассамами,  но вполне настоящими сирийскими ракетами...

Совершенно верно, но теперь уже поздно "пить боржоми..."  Израиль, как "американский проект" свою задачу практически выполнил..
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Почему я не критикую Израиль?
« Ответ #6 : Суббота 2 Августа 2014 04:25:31 »
Выше по теме : Израиль - неудавшееся государство?


Нашёл и перевёл с английского: piwasikas
Страна: США
Издание: Блог Сэма Харриса


Почему я не критикую Израиль?


Сэм Харрис*

АУДИОТРАНСКРИПЦИЯ [примечание: это транскрипция вербально озвученной речи- подкаста (наверняка, радио передача какая-то, прим. перев.) Однако я добавил примечания вроде этого для того, чтобы прояснить  спорные моменты. С.Х.]

Я хотел поговорить о различных вещах, но получил столько много вопросов на ту же тему, что решил- отвечу на все здесь, и мы сделаем подкаст # СпрашивайтеМеняОбоВсем  в следующий раз.

Вопрос, который в различных формах я многократно получал, звучит примерно так: Почему вы никогда не критикуете Израиль? Почему вы никогда не критикуете иудаизм? Почему вы всегда на стороне израильтян, а не палестинцев?

Итак, это необычайно скучный и депрессивный вопрос по многим причинам. Во-первых, я критиковал как Израиль, так и иудаизм. Некоторых людей удручает, как мне кажется, то обстоятельство, что я все время делал это пропорционально. В данный момент на планете живет около 15 млн. евреев; и там же обитает в 100 раз больше мусульман. Я проводил дебаты с раввинами, которые прерывали меня на полуслове, когда я предположил, что они верят в Бога, который слышит наши молитвы, и говорили: " Что заставляет тебя думать, что я верю в Бога, который слышит наши молитвы?" Так что эти раввины- консервативные раввины, верящие в настолько гибкого Бога, чтобы было возможно исключить любое конкретное к Нему требование- и таким образом, исключить любое конкретное требование к поведению человека. И есть миллионы евреев, то есть буквально миллионы среди нескольких существующих, для которых иудаизм является очень важным, но в то же время они остаются атеистами. Они не верят в Бога вообще. Этой позиции можно придерживаться в иудаизме, но это совершенно non sequitur (лат. "нелогичное заключение") в исламе или христианстве.

Итак, говоря о последствиях иррациональных верований, основанных на писаниях, евреи- наименьшие "задиры". Но я говорил много критичных вещей о иудаизме. Разрешите мне напомнить некоторые части Еврейской Библии- книги вроде Левит, Исход и Второзаконие- они являются наиболее отталкивающими антиэтическими документами среди всех когда-либо найденных у разных религий. Они хуже, чем Коран. Они хуже, чем любая часть Нового Завета. Но правда в том, что большинство евреев согласно с этим, и не воспринимают эти тексты серьезно. Это простой факт- большинство евреев и израильтян не живут по заветам этих писаний- и это очень хорошо.

Несомненно, есть и такие, кто руководствуется ими. Есть религиозные экстремисты среди евреев. Я их воспринимаю, как очень опасных, а их религиозные взгляды- как сеющие нетерпимость и непредсказуемость поведения, то же самое, как и у набожных мусульман. Но в иудаизме таких гораздо меньше.

Для тех из вас, кто беспокоится из-за того, что я никогда ничего критичного не сказал об Израиле: моя позиция по Израилю представляет собой нечто парадоксальное. Есть вопросы, которые я для себя на самом деле не решил. И есть в моей позиции, я думаю, нечто, что будет оскорбительным для всех сторон. Понимая, насколько безответственным будет говорить хоть что-то на эту тему, я все же собираюсь это сделать через несколько минут.

Я не думаю, что Израиль должен существовать как иудейское государство. Я думаю, это непристойно, иррационально и несправедливо- иметь государство, основанное на религии. Таким образом, я не приветствую идею, что на Ближнем Востоке существует "земля обетованная" для евреев. И  я, тем более, не поддерживаю никаких,  основанных на Библии, претензий Израиля на недвижимость или земли. [примечание: прочтите абзац снова]

Хотя я только что сказал, что не поддерживаю иудейской идеи государства Израиль, но найти обоснования для существования этого государства довольно просто. Мы должны взглянуть на факт- остальной мир показал себя  энергичным истребителем евреев при первой же предоставлявшейся возможности. Таким образом, если бы существование государства было бы организовано по принципу защиты людей, принадлежащих к той же самой религии, то это государство должно было бы быть еврейским государством. Друзья Израиля могут подумать, что это- слабоватая моя защита, но это самое сильное из того, что у меня есть. Я думаю, что идея религиозного государства является абсолютно несостоятельной.  [примечание: важно отметить, что государство Израиль не является в такой же степени "иудейским", в какой Саудовская Аравия или Пакистан являются "мусульманскими". Как указывает мой друг Jerry Coyne, на самом деле Израиль менее религиозен, чем США, и он гарантирует свободу вероисповедания своим гражданам. Израиль- не теократия, и кто-нибудь может легко обосновать, что иудейский идентитет скорее культурный, а не религиозный. Однако, если мы спросим, переселились ли бы евреи в Британскую Колумбию, если бы им это предложили, мы бы поняли, что религиозный аспект все еще очень значим в их мышлении]

Надо ли говорить, что защищая свою территорию государства евреев, правительство Израиля и сами израильтяне должны проделывать ужасные вещи. Они воевали, как это происходит и сегодня, против палестинцев, убивая при этом большое количество невинных людей. За прошлые пару недель в Газе было убито больше гражданских лиц, чем военных. И это неудивительно: ведь Газа- это одно из самых густонаселенных мест планеты. Оккупация, ведение боевых действий в таких местах, гарантированно приводит к жертвам среди детей, женщин и других некомбатантов. И, вероятно, не возникает вопроса о курсе ведения многоплановых войн, во время которых Израиль делал вещи, которые тянут на военные преступления. Они ожесточились во время процесса- то есть, процесс сделал их такими. Но это и из-за характера противостоящих им врагов.[примечание: я не даю добро Израилю совершать дальнейшие военныe преступления. Я указал на реальные факторы проживания  в условиях бесконечных угроз террактов и ведения многоплановых войн в ограниченном пространстве]

Какие бы ужасы не совершали израильтяне, так же правдой будет сказать, что они свои войны против Палестины ведут сдержанней, чем мы- американцы, или западные европейцы- вели и ведем себя в наших войнах. Они подвергаются более тщательному рассмотрению, чем любое другое общество в условиях ведения военных действий. Для израильтян применяют другие стандарты. И мировое порицание за действия, которые они собственно и совершили, является абсолютно непропорциональным.[примечание: я не утверждаю, что раз израильтяне воюют более сдержано, чем мы, они находятся вне критики. Военные преступления - это военные преступления]

Очевидно, что Израиль проигрывает PR-войну и длится это уже долго. Для внешних наблюдателей одним из наиболее раздражающих факторов в нынешнем конфликте является непропорциональное количество жертв палестинской стороны. Но это не совсем морально. Израиль строит для своих граждан бомбоубежища. Палестинцы строят туннели, посредством которых они могут производить терракты и похищать израильтян. Должен ли быть обвинен Израиль в том, что успешно защищает своих граждан? Я так не думаю. [примечание: я не предлагаю рассматривать смерти гражданских палестинцев в ином, кроме как трагичном, ключе. Но если ответные меры против Хамаса должны привести к невинным жертвам, а Израиль в то же время способен защитить гражданских на своей стороне, то потери среди гражданского населения противника будут несравненно выше]

Смотря на получаемые из Газы изображения - в особенности изрешеченных шрапнелью детей и младенцев- нет другого варианта, как только признать это чудовищным злом. И пока израильтяне являются носителями этого зла, их поддержка кажется нереальной. И бесспорно- палестинцы ужасно страдали под оккупацией на протяжении десятилетий. Вот где, по-видимому, большинство критиков Израиля и застревает. Они видят изображения, и они обвиняют Израиль в убийстве детей. Они видят оккупацию, и они обвиняют Израиль в том, что он из Палестины сделал концлагерь. Я бы сказал, что это сорт моральной иллюзии, ограниченной неспособностью увидеть реальные причины конфликта, а также неспособностью понять реальные цели каждой из сторон.[примечание: я не говорил, что ужасы убийства детей- это моральная иллюзия; также я не преуменьшаю страдания палестинцев из-за оккупации. Я утверждал, что Израиль не является единственной стороной, которую можно обвинять во всех этих трагедиях]

Правда в том, что есть очевидная, бесспорная и логически вытекающая моральная разница между Израилем и его врагами. Израиль окружен людьми, у которых имеются вполне определенные намерения устроить геноцид по отношению к израильтянам. В Хартии Хамаса [http://avalon.law.yale.edu/20th_century/hamas.asp] это совершенно ясно высказано. Они ждут  времени (это основано на пророчестве Корана), когда сама земля будет просить еврейской крови, когда деревья и скалы скажут : " О правоверный, там за мной прячется жид. Прийди и убей его." И это политический документ. Мы говорим о правительстве, которое выбрало большинство палестинцев.[примечание: Да, я знаю, что не каждый палестинец поддерживает Хамас, но их там достаточно, чтобы дать этой организации власть. Хамас - это не детский сад]

Дискурс мусульманского мира по отношению к евреям очень шокирует. Там не только отрицание холокоста- там такое отрицание холокоста, при котором говорится, что мы бы его сделали, если бы у нас был шанс. Более отвратительным, нежели отрицание холокоста может быть только утверждение, что он должен был бы быть; его не было, но если бы у нас был шанс, мы бы его устроили. На территории Палестины (и не только ) пятилетним детям  проповедуют о славе мученичества и о необходимости убивать евреев.

И вот здесь сердцевина моральной разницы между Израилем и его врагами. И я об этом говорил в своей книге Конец веры (The End of Fаith). Чтобы увидеть разницу, вы должны спросить: Что каждая сторона предприняла бы, если бы у нее было достаточно сил для достижения своих целей?

Что сделали бы евреи палестинцам, если бы они могли делать все, что они хотят? Ну, ответ мы знаем, потому что они более-менее и делают то, что хотят. Армия Израиля завтра же могла бы убить каждого в Газе. Что же это значит? Ну, это значит, что когда они бросают бомбу на пляж и убивают четырёх палестинских детей, как это случилось на прошлой неделе, то это почти наверняка  было случайностью. Они не целятся в детей. Они могли бы целиться в них сколько угодно. Каждый раз, когда погибает палестинский ребенок, Израиль на шаг ближе к роли мирового парии. Поэтому израильтянам невыгодно убивать детей и других некомбатантов.[примечание: слово "поэтому" в предыдущем предложении не совсем верное. Я не хотел утверждать, что только защита своей международной репутации удерживает Израиль от убийства детей. В любом случае, мнение таково: даже если вы хотите приписать Израилю самые грязные мотивы, ясно, что убивать палестинских детей -не в интересах Израиля]

Теперь, возможно ли, что у некоторых израильских солдат "слетают катушки" во время напряжения и они начинают стрелять по толпе кидающих камни подростков? Конечно. Всегда вы найдете солдат, которые будут действовать таким образом во время войны. Но мы знаем, что  главные намерения Израиля состоят не в этом. Мы знаем, что израильтяне не хотят убивать гражданских, потому что они могли бы убивать огромное их количество, однако они этого не делают.

Что мы знаем о палестинцах? Что сделали бы палестинцы, если бы соотношение сил вдруг стало бы обратным? Ну, они уже рассказали нам об этом. По  некоторым причинам, критики Израиля просто не хотят поверить в плохие намерения группировок вроде Хамас, даже когда они сами такие намерения и декларируют. В 20 веке уже был холокост и несколько других геноцидов. Люди способны на такое. Если они говорят нам, что в их намерения входит геноцид, мы должны прислушаться. Есть много причин верить, что палестинцы убили бы всех евреев, если бы смогли. Каждый ли палестинец поддерживает идею геноцида? Разумеется, нет. Но большое их количество- а также других мусульман во всем мире- да. Не надо напоминать, что палестинцы в целом, а не только Хамас, на протяжении долгого времени убивали гражданское население самыми шокирующими способами. Они взрывали себя в автобусах и ресторанах. Они резали подростков. Они застрелили олимпийских спортсменов. Они без разбора запускают ракеты в жилые кварталы. Опять же, хартия их правительства в Газе наглядно говорит нам, что они хотят уничтожить евреев- не только в Израиле, но повсюду.[примечание: опять же, я понимаю, что не все палестинцы поддерживают Хамас. Я так же учитываю уровень палестинской ярости, которая постоянно подпитывается  из-за оккупации и побочного ущерба от войн . Но палестинский терроризм (и мусульманский антисемитизм) это то, что до сих пор делает невозможным мирное существование]

Правда в том, что все, что вам надо знать о моральном дисбалансе между Израилем и его врагами можно извлечь из темы о живых щитах. Кто использует живые щита? Ну, Хамас точно использует. Они стреляют свои ракеты из жилых районов, из пунктов, находящихся возле школ, больниц и мечетей. Мусульмане в других недавних конфликтах, в Ираке и т.д., тоже использовали живые щиты. Они клали свои автоматы на плечи своих собственных детей и стреляли, прячась за их телами.

Поймите разницу между использованием живого щита и противостоянием с ним. Это разница, о которой мы говорим. Израильтяне и другие западные силы, сдерживаются перед живым щитом, используемым мусульманами в этом и других конфликтах. Отвратительно убивать мирное население, если этого можно избежать. И уж конечно отвратительно стрелять из-за спин детей, чтобы получить преимущество. Задумайтесь на минутку, насколько подло такое поведение. И поймите, как цинично оно. Мусульмане действуют так из следующих соображений, от знания, что неверные, с которыми они сражаются, те самые люди, которых их религия поносит, будут остановлены живыми щитами. Мусульмане считают израильтян сворой обезьян и свиней, однако они полагаются на то, что последние не хотят убивать гражданских мусульман.[примечание: термин "мусульмане" в этом абзаце используется как "мусульмане- боевики", тот их тип с которым западным силам пришлось столкнуться в Ираке, Афганистане и т.д. Термин "джихадисты" несколько узок, но я не утверждал, что все мусульмане поддерживают использование живых щитов или что они все антисемиты, находятся в состоянии войны с западом и т.д.]

А теперь представим себе, что стороны поменялись. Представьте, как глупо- комично, это было бы  на самом деле-  если израильтяне попробовали бы использовать живые щиты для сдерживания палестинцев. Некоторые обвиняют их, что они уже проделывали это. Есть доклады о том, как израильские солдаты время от времени выставляли перед собой гражданских палестинцев при продвижении в опасные зоны. Это не такое использование живых щитов, о котором мы говорим. Это вопиющее поведение. Без сомнения, это военное преступление. Но представьте себе израильтян, использующих своих жен и детей в качестве живого щита. Вне всякого сомнения, это просто смешно. Палестинцы хотят убить всех. Убийство женщин и детей- часть их плана. Обмен ролями в данном случае был бы более похож на шоу Монти Пайтон**.


Если мы говорим о Ближневосточном конфликте, мы должны признать эту разницу. Я не думаю, что где-либо еще можно найти настолько шокирующее этическое несоответствие, нежели там.

И правда в том, что это даже не самое худшее из того, что творят джихадасты. Хамас -по сравнению с другими группировками исламских боевиков-  практически умеренная организация. Есть исламисты, которые взрывают себя в толпах детей- опять же, мусульманских детей- только для того , чтобы достать американских солдат, раздающих им конфеты. Они взрывали себя только для того, чтобы послать другого шахида в больницу- поджидать, пока не подвезут раненых, и тогда взорвать его вместе с ранеными и медперсоналом.

Продолжение ниже
« Последнее редактирование: Суббота 2 Августа 2014 04:29:55 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10648
Re: Почему я не критикую Израиль?
« Ответ #7 : Суббота 2 Августа 2014 04:26:23 »
Продолжение. Начало выше



Каждый день, когда мы можем прочитать о "заблудившейся" израильской ракете или о  израильском солдате, избившем невинного подростка, мы можем прочитать о ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта), которые распинают людей по краям дороги- как мусульман, так и христиан. Где возмущение мусульманского мира, где возмущение Левого крыла (полит. направление, прим. перев.)? Где анти-ИГИЛдемонстрации с 10 000 или со 100 000 участников в столицах Европы? Если Израиль по ошибке убивает дюжину палестинцев, весь мусульманский мир воспламеняется. Упаси вас Бог сжечь Коран, или написать статью о вере в легком критическом стиле. И в то же время, мусульмане могут разрушать свои собственные общества и государства- и жаждать уничтожения Запада- и никто и не пикнет.[примечание: Естественно я понимаю, что множество мусульман осуждает группировки вроде ИГИЛ. Хочу обратить внимание на то, что мы не видим массовых протестов, осуждающих глобальный джихадизм,- даже если он направлен на уничтожение других мусульман- зато мы видим такие протесты из-за таких вещей, как карикатуры в одной мелкой датской газете.]

Мне кажется, что вы тут на одной стороне с Израилем. Есть одна сторона, которая, имей она возможность достичь своих целей, просто жила бы в мире со своими соседями, и у нас есть другая сторона, которая хочет установить на Святой Земле теократию  VII-го века. Это означает, что при сложившихся условиях мирное существование между такими разными идеями невозможно. Это не означает, что мы не можем осуждать определенные действия Израиля. И это не означает, что осознание моральной несовместимости между Израилем и его врагами дает нам какое-либо решение проблемы существования Израиля на Ближнем Востоке. [примечание: Я не предлагал считать действия Израиля вне критики, или что недавняя интервенция в Газу обоснована. Я также не говорил, что нужно придерживаться status quo, при котором палестинцы остаются без своего государства. И я уж точно не поддерживаю строительства новых поселений на спорных землях (я это разъяснил ниже). Говоря "на стороне Израиля" я просто утверждаю, что не они являются изначальными агрессорами в этом конфликте. Они скорее отвечают на агрессию- и платят ужасной монетой]

Опять же, гарантированно существует некоторый процент евреев, руководимых собственным религиозным фанатизмом и  собственными пророчествами. Некоторые ожидают приход Мессии на спорные территории. Да, есть люди, согласные пожертвовать собственными детьми ради славы господней. Но они не представляют ни большую часть современного иудейского государства, ни действия правительства. И вот каким образом будет действовать Израиль по нейтрализации собственных религиозных лунатиков, будет определять, может ли он высоко держать планку морали. И для этого Израиль может сделать гораздо больше, чем он делал до сих пор. Он может прекратить  субсидировать ультра-ортодоксальные бредни, и он может прекратить строительство  поселений на спорных землях.[примечание: Прочитайте это еще раз. И да- я понимаю, что не все поселенцы- ультра-ортодоксы]

Эти несовместимые религиозные примочки у мусульманам и евреев сделали невозможным нормальные переговоры между ними. И они сделали невозможным мирное сосуществования на этой земле. Но бОльшая ответственность здесь лежит на мусульманах. Даже в свои худшие дни израильтяне действуют с бОльшей осторожностью, состраданием и самокритикой, чем исламские боевики когда-либо в любой точке земного шара.

И опять мы должны спросить себя, чего хотят эти стороны? Что бы они сделали, если бы им удалось достичь своих целей? Что бы делали израильтяне, если бы могли делать то, что им хочется? Они бы жили в мире со своими соседями, если бы их соседи захотели бы жить в мире с ними. Они дальше продолжали бы развивать свой хай-тэк сектор и процветать.[примечание: некоторые могут возразить, что они делали бы не только это, т.е. захватили бы еще больше палестинских земель. Если исключить еврейский экстремизм (который я осуждаю), продолжение присвоения Израилем территорий очень связано с его стратегией безопасности. При отсутствии палестинского терроризма и исламского антисемитизма, мы могли бы говорить о решении "единой страны", а вопрос о поселениях был бы обсуждаем.]

К чему стремятся группировки вроде ИГИЛ, Аль- Каеда и даже Хамас? Они хотят распространить свои взгляды на остальное человечество. Они хотят задушить свободу, которая так дорога порядочным, образованным и светским людям. Это не банальное различие. А судя по уровню порицания, которому подвергается Израиль сейчас, можно подумать, что моральное превосходство находится у другой стороны.

Эта неточность понимания подвергает всех нас опасности. Это большой вызов нашего времени. До конца наших жизней, до конца жизни наших детей, нам будут противостоять люди, которые не хотят жить мирно в светском, плюралистическом мире, потому что им крайне необходимо попасть в рай, и по пути туда они хотят разрушить саму возможность человеческого счастья. По правде, мы все живем в Израиле. Только некоторые их нас этого еще не осознали.

Оригинал статьи



-----
Примечания переводчика, источник Википедия:

*Сэм Харрис (англ. Sam Harris; родился в 1967 году)
— американский публицист, активно интересующийся философией, религией и нейробиологией. Известен, прежде всего, как сторонник и популяризаторатеистического мировоззрения.
Его первая книга «Конец веры» вышла в 2004 году и получила награду PEN/Martha Albrand Award 2005. Его сочинения печатаются в многочисленных печатных изданиях и на интернет-форумах. Харрис имеет степень бакалавра философии Стэнфордского Университета и докторскую степень Калифорнийского университета по нейробиологии. Предметами его исследований является использование магнитно-резонансной томографии для изучения нейробиологических основ веры, недоверия и неуверенности. До этого Харрис провел кропотливое исследование восточных и западных религиозных традиций. Его вторая книга «Письмо к христианской нации» была издана в сентябре 2006 года.
В 2010 году вышла его книга «Моральный ландшафт», в которой Харрис утверждает, что наука может помочь прояснить многие моральные вопросы и улучшить благополучие людей. Книга была широко раскритикована, в основном за слишком упрощённый взгляд на науку морали и то, что книга содержит мало новой информации и лишь представляет читателю взгляд на утилитаризм.

** Монти Пайтон (англ. Monty Python; участников команды называют «пайтонами», реже — «питонами») — комик-группа из Великобритании, состоявшая из шести человек. Благодаря своему новаторскому, абсурдистскому юмору участники «Монти Пайтон» находятся в числе самых влиятельных комиков всех времён. Влияние, оказанное коллективом на жанр комедии, сравнивают с влиянием, оказанным группой The Beatles на поп и рок-музыку. Группа известна во многом благодаря юмористическому телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона», выходившему на BBC в 1969—1974 годах; также она выпустила 4 полнометражных фильма, выступала с концертами, выпускала музыкальные альбомы, книги, мюзикл.
« Последнее редактирование: Суббота 2 Августа 2014 04:30:40 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика