Автор Тема: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ  (Прочитано 2692 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« : Понедельник 22 Октября 2012 14:44:22 »
domestic_lynx

ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ -часть1

Я вернулась с Кубы и снова к вашим услугам, дорогие френды, прошлые, настоящие и будущие. Уже сочинила длиннейший текст про свою поездку, который буду помещать частями (БУДЕТ 4-5 частей.

Продавцам нашей компании, участникам поощрительной поездки на Кубу, привелось примерить на себя роль «богатый иностранец» - есть такое амплуа в комедии жизни. Они и в России не бедные, но здесь их благосостояние – просто запредельное. Довольно картинно: восемьдесят дам постбальзаковских лет вваливаются в маленький магазинчик для иностранцев и сметают на сувениры весь наличный запас кофе (ром на Кубе раскупить нельзя, это как вычерпать море). Усаживаясь в автобус, удовлетворённо говорят: «Мы им сделали месячный план» - работники торговли любят не только продавать, но и покупать.

Здесь словно попадаешь в СССР тридцатилетней давности: отдельные магазины для иностранцев, отдельная валюта – т.н. конвертируемые песо по кличке «куки» - сокращённое «кубинская конвертируемая единица». Так вот пачка кофейных зёрен в полкило стОит примерно зарплату кубинской учительницы.

БЕДНОСТЬ КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ

На Кубе царит привычная, устоявшаяся, обжитая бедность. У этой бедности свой стиль - социалистический. Бывает бедность капиталистическая и бедность социалистическая. Капиталистическую бедность я видывала в Африке, в Зимбабве, это бедность, соединённая с болезнями, невежеством, беспросветностью. Там дети не ходят в школу, не говоря уж о профессиональном образовании, людям негде лечиться.

На Кубе – иначе, здесь бедность, понятно, социалистическая. Не хватает решительно всего, но люди по-южному веселы, улыбчивы, опрятны и по виду сыты и здоровы. Даже попрошайки (а их немало), промышляющие возле туристических стоянок, какие-то игровые, потешные нищие. Вполне возможно, это просто их приработок, а так – это нормальные люди, а вовсе не обитатели дна. Жизнь идёт своим чередом: дети ходят в школу, поступают в институты (кстати, нам говорили, что около 85% молодёжи получает высшее образование, это колоссальный процент, в самых передовых странах он гораздо ниже), продолжительность жизни – очень высокая, и она растёт, учителя учат, врачи лечат.

В каждом многоквартирном доме живёт и работает врач и медсестра общей практики, т.н. семейный врач – медсестра на первом этаже, врач – на втором. Всё, естественно, бесплатно – при их-то зарплатах. Впрочем, рождаемость снизилась, содержать детей трудно – при всей помощи государства, поэтому их рожают мало: один, максимум два. Так образованные люди во всём мире реагируют на экономические трудности. На улицах видишь мало детей. Население, говорят сами кубинцы, уменьшается, хотя общая продолжительность жизни высокая, во многом благодаря хорошо поставленному здравоохранению. Это бедность – социалистическая.

Социалистическая бедность – это жизнь аскетическая, но организованная, налаженная. И - культурная. Я видела в Гаване объявление: требуется техник-механик со средним специальным образованием, зарплата 350 песо в месяц – это около 18 долларов. Но невдалеке от объявления о найме механика за 350 песо, я прочитала другое: молодёжь и подростки приглашаются учиться театральному искусству. Сопровождавший нас кубинец сказал, что такие занятия очень распространены и, разумеется, бесплатны. Так было и у нас: хлеб по карточкам, но трудящиеся ходят в оперу и учат детей в музыкальной школе. При капиталистической бедности такое невозможно. Там формируется настоящее дно: неграмотность, бездомность, социальные болезни, вроде туберкулёза.

Есть на Кубе и дома пионеров и, естественно, сами пионеры. Ходят опрятные, в пионерской форме – белый верх, синий низ. С двумя мне даже привелось познакомиться: в субботу пришли в гостиницу, видимо, навестить работающих тут родителей. Я поинтересовалась, в каком классе, сколько лет. Стыдясь собственной банальности, спросила, кем хотят стать, когда вырастут. Мальчик сказал, что врачом, а девочка – более практичная - что работать в гостинице, как мама. Есть у них и пионерские лагеря, куда посылают тех, кто особо отличился в учёбе – как у нас в старые времена в Артек. Нам показали лагерь, куда много лет привозят наших детей Чернобыля.


КУБИНСКАЯ МЕДИЦИНА: ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ

Один парень из нашей группы – программист, взятый в поездку за хорошую работу – даже испытал на себе блага кубинского здравоохранения. Он неудачно прокатился на арендованном мопеде, въехал в клумбу и повредил при падении локоть. Вызвали скорую, ему прямо в гостинице промыли, зашили и забинтовали руку, вкололи противостолбнячную сыворотку и велели в такой-то день прийти на перевязку. В тот день он оказался в Гаване и решил для разнообразия испытать нормальное, не гостиничное, кубинское здравоохранение. Спросил у прохожих: «Hospital» - его поняли и указали путь в больницу. Но там оказалось, что врачи работают только до полпятого (было позднее), и его направили в другую больницу, работающую круглосуточно, что-то вроде нашего травмопункта, судя по изобилию увечных и травмированных в округе. Там, по его рассказу, было довольно чисто, правда, мужской туалет оказался только на шестом этаже. Его без всяких формальностей направили к врачу.

Там он застал небольшую очередь, которая странным образом не двигалась, хотя врач был на месте. Наш программист – человек активный и решил понять в чём дело. Оказалось, собственно, ни в чём. Врач, его жена и сестра работают вместе и в тот момент решили потолковать о каких-то своих семейных делах, только и всего. Нашему другу сделали перевязку, ничего не спросив, даже фамилию. Его поразили микроскопические упаковки ваты и бинта, но, тем не менее, всё нашлось и всего хватило. На вопрос об оплате, сказали – бесплатно. Он всё-таки дал 10 «куков» (около 10 евро), что было с благодарностью принято. Забавно, что через час он столкнулся с эскулапом в центре, что немудрено: красивая жизнь в Гаване сосредоточена на пятачке примерно 300 на 300 метров. Тот был в благодушнейшем настроении, в одной руке держал бутылку пива, а другой вёл под руку красотку. Наш друг на всякий случай отступил в тень, но втайне порадовался, что уплаченный им гонорар нашёл приятное употребление. Так что бесплатное, общедоступное здравоохранение на Кубе действительно существует. Это медицинский факт, как говорил Остап Бендер, а не коммунистическая пропаганда. «It works, it really works!”, как восклицают американские демонстраторы бытовой техники.

НАКОРМИТЬ НАРОД

Типичная зарплата трудящегося кубинца – 14-20 долларов США в эквиваленте. Как на это можно жить? Трудно, но можно. То есть жить на одну зарплату, безусловно нельзя, но государство поддерживает своих граждан, не даёт упасть на дно. Для стариков организуют что-то вроде домов престарелых дневного пребывания: их там кормят, понемногу развлекают, подлечивают, а домой отправляют спать. Детей кормят в школах и детсадах бесплатно, дают горячий обед и стакан молока.

С молоком, как я поняла, большие трудности: даже в гостинице для иностранцев, где мы жили, оно явно разбавленное (именно разбавленное, а не обезжиренное). Крестьянин, - сказал наш гид, - не имеет права самочинно зарезать корову: она достояние республики. По обочинам дороги пасутся стада бурёнок, но, видимо, недостаточно. Хотя странно: вокруг полно естественных круглогодичных пастбищ с сочной травой. Большие пространства необработанной земли, заросшие кустарником – прямо как у нас под Тулой. Говорят, работать в колхозах-совхозах за десяток евро в эквиваленте в месяц – никто особо не стремится. По здешнему обычаю, на полях работают студенты: с утра учатся, а потом работают, но студент – всё-таки не крестьянин, для него эта работа – проходной эпизод в жизни. Потому, вероятно, продуктов не хватает.

Сейчас дозволяется индивидуальная работа в сельском хозяйстве, и фермерство. Но поворота в самообеспечении продуктами не произошло: 70% продовольствия – импортное; пшеница полностью поступает из Канады. Любопытно, что крестьяне широко используют лошадей: они пасутся вместе с коровами, ездят по дорогам в упряжке, перевозя какие надо хозяйственные грузы.

ПО КАРТОЧКАМ И НА РЫНКЕ

Минимум продовольствия распределяется по карточкам по символическим ценам. Я видела замусоленную карточную книжку, где перечислены все получаемые продукты с отметкой о выдаче: есть даже зубная паста и соль. Какая-то сложная система получения: опоздал или прошляпил – право на данную выдачу потерял. Говорят, хватает примерно на полмесяца жизни, остальное приходится докупать на рынке. Предполагается, что с развитием экономики карточки отменят и оставят только для пенсионеров. Так обещал Рауль Кастро, но это дело не ближайшего будущего.

Цены на рынке высокие. Мы проезжали мимо такого рынка и поинтересовались ценой свинины (другого мяса там не было), оказалось 70 песо. Это аккурат пятая часть зарплаты механика из объявления, т.е. на месячную зарплату можно купить 5 кило свинины.

С продуктами вообще непросто. То, что раздаётся по карточкам, главным образом отечественного производства, а то, что продаётся, - преимущественно импортное. Пшеница ввозится из Канады. Даже фрукты, которыми славится Латинская Америка – крупнейший мировой поставщик концентрата фруктовых соков, на Кубе как-то не особо изобильны.

В сельском хозяйстве, как и раньше, колхозы, хотя в последнее время допускаются единоличники. Многие из них занялись откормом свиней, так что с мясом становится полегче. Не так хорошо, как в золотые восьмидесятые, когда продовольствие поступало из Советского Союза, и в магазинах, как с ностальгией рассказал нам гид, была и колбаса, и яйца. Но с появлением индивидуального животноводства положение понемногу выправляется. Впрочем, все сельхозпроизводители обязаны сдать 18% произведённой продукции по фиксированным низким государственным ценам, а остальное могут продать на свободном рынке. Мы видели один из таких рынков: изобилием он, прямо сказать, не поражает. Говорят, что работать в колхозах – невыгодно, нет интереса. За 15 долларов в месяц сегодня никто особо надрываться не будет, а сельскохозяйственный труд где бы то ни было требует самоотдачи. Отсюда и бедность.
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #1 : Понедельник 22 Октября 2012 14:45:21 »
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ - часть 2

    АНТИДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕПНИНА И ЗАГАДКА КАПИТАЛЛА

    Живут кубинцы в деревенских домиках не слишком опрятного вида, а в городах – в стандартных четырёхэтажках. Сделаны они из блоков с пылящей поверхностью, отчего всё строение со временем приобретает крайне обшарпанный вид. Но, говорят, там есть современные удобства, не всегда, впрочем, исправно работающие. Повсюду сушится бельё: при местной влажности всё высыхает гораздо медленнее, чем у нас. Слава богу, климат такой, что топить не требуется, окна одинарные, а кое-где и вовсе выбиты и заменены решётками – от воров. Самое ходовое преступление, как говорят местные, - квартирные кражи. Как-то зимой была природная аномалия: температура упала до +0,6 гр.С – это был страшный мороз, о котором будут вспоминать ещё долго. Но в норме температура около +25. Это конечно, спасает от полного разложения ЖКХ.

    В Гаване много чудесных домов колониального испанского стиля, местной разновидности art nouveau, построенных в конце XIX – начале ХХ века. В них тоже живут обычные трудящиеся. Больно смотреть, насколько они запущенны и обшарпаны, эти чудесные строения. Собственно, такая же история была (и во многом осталась) в Москве, где бывшие доходные дома, изначально предназначенные для буржуазной публики, были после революции национализированы и превращены в коммуналки. Эстетика там во внимание не бралась: была бы крыша над головой. Помню, в 70-е годы моя подруга жила на тогдашней Метростроевской, ныне «Золотой миле», в подъезде, где сохранились осколки былых витражей, а в просторном парадном был сколочен из неструганых досок щелястый сарай с навесным замком, где дворничиха хранила инвентарь.

    Такое положение неизбежно: красоты архитектуры, по крайней мере, жилой, могут существовать только тогда, когда есть прослойка богатых людей. Нет её – и красота гибнет. Даже если эти дома отремонтировать и реставрировать (чисто умозрительная гипотеза) – жильцы не смогут этого оценить, а уж тем более поддерживать. Лепнина в стиле барокко – явление по существу вещей антидемократическое. В Перу, в Лиме, я видела такие же дома в превосходном состоянии, но там в них живёт gente de plata – «люди серебра», по местному выражению. Бедные в Лиме живут в бетонных самодельных коробках, хаотично и неопрятно надстраиваемых, а нищие – так и вовсе в деревянных и картонных ящиках, покрытых полиэтиленом, в так называемых «фавеллах», которые окружают любой латиноамериканский город. Это настоящее дно: без просвета, надежды и перспективы. Этих людей как бы нет: они родятся и умирают на дне, порой даже не обретя документов. Это бедность капиталистическая, в которую Куба может легко свалиться, но старается всеми силами избежать этой участи.

    На Кубе фавелл нет, там у каждого, похоже, есть нормальное жильё, и это громадное социальное достижение. Жилой фонд принадлежит государству, как у нас при советской власти. Но квартиру можно выкупить в собственность, платя небольшие помесячные взносы. Квартиру можно унаследовать. А вот продать – нельзя. Свободно отчуждать жилплощадь граждане не имеют права, могут только поменять. В принципе могут построить дом, но стройматериалы по цене недоступны. В самое последнее время им разрешено квартиры продавать, что народ встречает с энтузиазмом. Например, ты уезжаешь куда-то на другое место жительства – и продаёшь квартиру.

    Вероятно, в будущем (я предполагаю) они смогут получать кредиты под залог квартиры, так что фактическая приватизация жилья может подтолкнуть развитие свободного предпринимательства. Моё предположение смыкается с точкой зрения перуанского экономиста Фернандо де Сото. Он вообще возлагает на формальное закрепление частной собственности на жильё в странах Латинской Америки огромные надежды – мне кажется, сильно преувеличенные. (В условиях Перу речь идёт главным образом о легализации самостроя). Де Сото считает, что под залог жилья можно будет получить тот капитал, которого так остро не хватает для развития мелкого и среднего предпринимательства – основы рыночного развития нации. Его книжка так и называется – «Загадка капитала: почему капитализм торжествует на Западе и проваливается во всех других местах?». Оттого проваливается, - поясняет Дон Фернандо, что нет внятной собственности на недвижимое имущество.

    Вполне возможно, приватизация жилого фонда и подтолкнёт предпринимательство, но всё-таки мне кажется, что отгадку загадки капитала Де Сото ищет не там. Она не в наличии достаточной залоговой массы, а в том, что отец политэкономии Вильям Петти назвал отцом всякого богатства – в труде. В готовности и способности народа трудиться. Притом трудиться определённым образом. Даже не в предприимчивости как таковой, как принято думать, а именно в труде. Народ готов к капиталистическому развитию, когда готов трудиться за малую денежку, когда ценность заработка для него выше ценности покоя и досуга. Именно об этом толковал когда-то Макс Вебер в знаменитой «Протестантской этике». Капиталистическое развитие возможно и успешно, когда человек продолжает работать, даже заработав на свои базовые потребности. У нас, русских, этого нет самым явственным образом. А вот у китайцев есть.

    ТРУД ВЫГОДНЫЙ И НЕВЫГОДНЫЙ

    Как с этим на Кубе? Вроде бы сегодня кубинцы остро нуждаются в заработке, но той муравьиной трудовой суеты, которую повсюду видишь в Китае и в Корее, на Кубе нет. Народ по-латиноамерикански медлителен, задумчив, нетороплив, неточен, хотя и очень улыбчив и дружелюбен. Что такое латиноамериканский «маньянизм» (от слова manana – “завтра»), я знаю не понаслышке. Всё откладывается на завтра, с завтра на послезавтра, а потом и вовсе забывается. У меня есть малюсенький бизнес по поставке всякой экзотики из Перу, так вот наших контрагентов иной раз невозможно побудить сделать ряд вполне алгоритмических шагов на пользу СОБСТВЕННОГО кармана. Всё им «маньяна». Так что задумчивость здешних трудящихся лично меня не поражает. Климат, верно, такой. Сами они говорят, что зарплаты настолько малы, что не вызывают трудового энтузиазма. Работай-не работай – всё одно. На самом деле это, конечно, не так, не может быть так, и нигде оно не так, но таково распространённое мнение.

    Самая доходное и желанное занятие – при иностранцах. Ну, разве что ещё военная карьера: там через год дают жильё и талоны в какие-то специальные магазины, где можно купить что-нибудь электрическое, простому человеку недоступное.

    Но кто знает языки - все стараются пристроиться в туристический бизнес. Ровно то же было и у нас в 80-е годы, когда переводчик при заезжих коммерсантах за день иной раз получал больше, чем совслужащий за месяц; потом всё, конечно, уравновесилось. Сейчас на Кубе стали появляться туристы из России, и их всё больше, так что растёт спрос на тех, кто когда-то учился в СССР и знает русский. Срочно открываются курсы русского языка. Работу гида многие предпочитают любой иной. Наш гид по профессии геолог-нефтяник, учился в 80-е годы в Баку. На Кубе добывается нефть, есть и нефтепереработка, горят там и сям факелы, сжигающие попутный газ, но гидом работать доходнее, да и почище. В другом автобусе, где ездила вторая половина нашей группы, гид, красивый негр, - лётчик, учившийся, представьте себе, в Якутске. Лётчик-расстрига плаксиво жаловался на Россию: вот-де кормили-кормили, да и кинули. В 80-е-то годы все продукты были из Советского Союза, и всё было хорошо, и Куба была почти что заморская союзная республика. А теперь что? Понять их чувства можно, но всё-таки за четверть века можно как-то помочь себе, хотя бы в рассуждении чего бы покушать. Но хватились почему-то буквально в самое последнее время, когда к власти пришёл Рауль Кастро ( около четырёх лет назад).

    Вообще, всякая помощь кому бы то ни было (хоть родственникам, хоть взрослым детям, хоть целым народам) – крайне вредна и опасна для получателей помощи. Помощь бедным увеличивает их количество, - открыл поп Мальтус ещё в начале XIX века. Получая дармовые пироги да пышки, простой человек формирует в своей голове совершенно ложную картину мира и собственного места в мироздании. Он немедленно начинает считать себя крайне ценным, а подателя субсидий – навеки обязанным. Прекращение помощи приводит к фрустрации и мировоззренческому кризису.

    ПОМОГИ СЕБЕ САМ

    Есть ли на Кубе предпринимательство?
    Есть. Но это предпринимательство выживания, а не роста и развития. Впрочем, слова «выживание», ставшее столь популярным у нас в 90-е годы, я от них не слыхала. Даже слова «кризис» они не употребляют – официально это называется «особый период революции в мирное время», а житейски – «трудности». «Ненастную погоду надо встречать с улыбкой» – согласно местной поговорке. И они встречают.

    Сколь я могу судить по разговорам с кубинцами, государственная служба, а при классическом социализме все так или иначе на госслужбе, нужна им для получения продуктовой карточки и оплаты продуктов по ней (цена символическая – 2 кука за всё- про всё) и плюс к этому некоторое количество «деревянных» песо нужно для оплаты коммунальных услуг. По продовольственной карточке они получают продуктов примерно на полмесяца еды, остальное вынуждены добирать на свободном рынке за конвертируемые песо, так называемые куки (кук примерно равен евро). Собственно, всё сколько-нибудь ценное – еда, одежда, какая-никакая техника – продаётся только за куки. А куки каждый зарабатывает как может.

    Некоторые просто выпрашивают у иностранцев: любой туристический автобус сразу собирает вокруг себя ловцов «матпомощи». Гиды, вообще все работающие с иностранцами, занимают активную жизненную позицию в отношении чаевых: не ждут, а требуют. Горожане берут деньги с иностранцев за указание дороги. Мы поначалу изумились, а потом ничего, привыкли.

    Кто-то продаёт по сторонам шоссе бананы – целыми громадными гроздьями. Бананы маленькие и очень вкусные, не то, что крупные, которые доходят до Москвы, те считаются у них овощными, вроде картошки; впрочем, у них есть и сладкая картошка. За один кук дают большую гроздь бананов. Предлагают и мёд в пластиковых бутылях. Вроде как у нас старушки торгуют, да и всегда торговали, при самой наисоветской власти, плодами местного земледелия. Но этих торговцев странно мало и фрукты они предлагают какие-то не особо разнообразные. Можно было бы и насушить, и варенье сварить, и мармелад какой-нибудь замутить вроде вкуснейшей тульской белёвской пастилы. То ли спрос мал, то ли не раскрутились ещё… Во всяком случае, когда подъехал автобус с нашими продавцами – расхватали всё подчистую.

    Учителя, рассказывали мне, дают частные уроки для тех, кто готовится поступать в институт или просто плохо успевает. Частный урок стОит тоже один кук.

    При этом оказывать какие-то дополнительные услуги приезжим особо не бросаются. Я предложила нашему хорошему и весёлому гиду, познакомить меня с людьми малого бизнеса - за деньги, разумеется – он, к изумлению моему, не прельстился. Пришлось мне действовать самостоятельно.
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #2 : Понедельник 22 Октября 2012 14:46:20 »
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ - часть 3

    КУШАТЬ ХОЧЕТСЯ

    Молодой росток экономической свободы, который проклёвывается самым первым, это общепит – шашлычные, кафе, рестораны, забегаловки всякие. Знаменитый Ли Якокка, автор классической книжки «Карьера менеджера», писал: не стань он топ-менеджером автопрома – сделался бы владельцем сети закусочных. Это беспроигрышно: есть или просто пить кофе за разговором люди хотят везде и всегда. Как этого не хватало когда-то в Советском Союзе! И с какой радостью встречалась у нас в конце 80-х весть: вот открылось первое кооперативное кафе на Кропоткинской. Обсуждалось, словно спутник запустили, – дивный знак новой жизни. В то давнее кооперативное кафе (по существу ресторан) повадились служащие итальянского посольства, расположенного рядом в переулке: для советских было дорого.

    Кубинские реформы начались с того, что заведения общепита стали передавать в руки кооперативов. Кооператив образовывали трудящиеся того же ресторана. То есть, по-нашему говоря, трудовой коллектив берёт в аренду своё заведение. В конце прошлого года было объявлено о намерении передать в аренду 1 000 предприятий общепита – не слишком много, но лиха беда начало.

    Это, безусловно, правильное и дальновидное решение – предоставить эту сферу деятельности рынку. Услуги общепита – это продукт, который с лёгкостью производится свободным рынком и с невероятным скрипом – государством. Государству легче построить космодром, чем наладить сеть сносных закусочных. Собственно, советская интеллигенция сформировала своё убеждение в тотальной антиэффективности государственной экономики, глядя на работу отечественного общепита и бытового обслуживания; иное просто было скрыто от непосредственного наблюдения. Эти отрасли, действительно, не даются государству – с ними неизмеримо лучше справляется рынок.

    А вот что вызывает сомнение – это передача заведения кооперативу трудящихся. Такие опыты производились у нас – и почти все провалились. Психология наёмного работника и психология предпринимателя – это совершенно разные вещи (отсюда учение об «антагонистических противоречиях»). Трансформация вчерашнего трудящегося в хозяина невозможна в одночасье. Трудящийся ориентирован на то, чтобы меньше работать и больше получать «здесь и сейчас»; хозяин - на то, чтобы позволить выжить и развиться бизнесу. Представление о том, что главное для него выколотить прибыль «на карман» - из арсенала советского агитпропа. Конечно, он работает ради прибыли, но в начале пути о прибыли и речи нет, и ему приходится платить всем, кроме себя. Основатели великих капиталистических династий прошлого почасту держали впроголодь семью, чтобы вложить деньги в бизнес. Трудовой коллектив, составленный из официантов и судомоек, на такое, как правило, не способен. В этом причина неуспеха приватизированных трудовым коллективом у нас в России магазинов и парикмахерских. Мне не раз доводилось наблюдать, как загибались они, имеющие льготы по аренде, и как процветали рядом расположенные чисто частные однопрофильные предприятия, не имеющие никаких льгот. Допускаю, что где-то бывает по-другому… Хорошо бы, если так.

    Впрочем, Андрес, директор прибрежного ресторана, расположенного в старинном форте, где мы однажды обедали, полон радужных надежд. Ресторан, который прежде не развивался, т.к. всю прибыль подчистую выгребало государство, подготовлен к сдаче в аренду кооперативу – коллективу трудящихся. Они должны единовременно выплатить государству 800 куков и затем будут платить 5% от выручки в качестве налога. При этом они вроде бы не имеют права поднять цены, уволить трудящегося, обязаны платить соцстраху за каждого работника… М-да… Я бы, пожалуй, за такой бизнес не взялась. Вот, например, в ресторанном туалете не было воды (дело здесь нередкое); обходились пластиковыми бутылями, которые откуда-то приносили уборщицы. Кто за это ответствен, кто будет чинить, во что это обойдётся? Обычно в чаду рыночной эйфории таких вопросов не задают; мы их в своё время тоже не задавали.

    Нас встречает ни много-ни мало – духовой оркестр. Подмосковные вечера – Катюша – Калинка. Получив заветные куки, готовы играть и играть – они уже вписались в рынок. Спонтанно возникают пляски – то ли русские, то ли кубинские.

    Допускаются здесь и частные рестораны. Государство регулирует их размер: поначалу разрешалось до двадцати посадочных мест, теперь – до пятидесяти. Главная проблема частного общепита – низкая платёжеспособность населения: некому по ресторанам разгуливать. Надежда – на иностранцев, хотя, как говорили мне с несколько таинственной интонацией, на Кубе есть богатые люди. Впрочем, многие полагают, что поначалу будут иметь успех скорее не рестораны, а закусочные, гриль-бары, предлагающие, например котлеты. Котлеты (точнее, вероятно, шницель рубленый) на Кубе готовят отменно.

    Мясо – свинина. Сейчас разрешается откармливать свиней на продажу, и многие занялись этим делом. Светлая порода свиней – на сало, чёрная – на мясо. Свинки любят плоды местного дерева – символа Кубы - королевской пальмы. Красные такие, красивые ягоды. Я слышала, что индивидуальные животноводы очень эффективны. Хорошо бы не за счёт воровства общественных кормов, как это всегда было у нас – и при советской власти, и после. Это я вполне испытала на себе в нашем ростовском хозяйстве.

    ВОДИТЕЛЬ КОБЫЛЫ И ПОГОНЩИК КАБРИОЛЕТА

    В конце прошлого года разрешили частный извоз, такси. В результате, предложение таких услуг – огромное. Такси – удивительные: от велорикш до лошадиных повозок, не говоря уж о разнообразнейших антикварных авто. Куба – автомобильный музей под открытым небом. Это стало туристическим аттракционом и широко отражено в открытках, картинках, сувенирах. Новых автомобилей сюда не привозят, а вот старые ездят исправно: и советские «копейки», и даже советские же представительские «чайки», прозванные у нас в своё время «членовозами», и американские красавцы 50-х годов. Откуда берут запчасти – неясно, вероятно, изготовляют сами кустарным способом. Знающие люди говорят, что в старинных автомобилях запчасти довольно простые; впрочем, сама я в этом ничего не понимаю.

    Мы с дочкой прокатились на форде-кабриолете 1927 года ярко-салатного цвета (не думаю, чтобы это была его исконная масть, просто этот цвет любим на Кубе). Как правило, автомобили арендованы у государства; цена аренды немалая – 400 куков в год. Таксисты регистрируются и возят людей, туристов, главным образом. Отчасти это помогло решить проблему недостатка общественного транспорта на некоторых маршрутах. Положим, из курортного Варадеро в Гавану казённый автобус идёт два раза в день – утром и вечером, этого недостаточно, вот и пустили частники дополнительные автобусные маршруты.

    Сейчас власти разрешили продавать машины; прежде этого не было. Раньше единственным источником новых автомобилей были спортсмены, загранработники (если воспользоваться советским термином), вернувшиеся из заграницы. Но и те не имели права продавать машины.

    Цена проезда на такси – довольно высокая: 1 кук за км. Предложение, похоже, превышает спрос, но цену это не снижает. Возможно, здесь такое же положение, что и у нас: люди предпочитают простаивать, но не соглашаются работать за более низкую цену. Это мне живо напомнило тульских таксистов, которых я наблюдала ещё в 90-х годах на привокзальной площади: он может стоять неделю, чтобы один раз триумфально съездить в Москву за высокую цену. А пустяки его не интересуют. Тогда, помню, циркулировали слухи, что есть какая-то мафия, не позволяющая снижать цены. Но по-моему просто неохота лишний раз работать. Капитализм успешно развивается, когда люди готовы работать за малую денежку, точнее, когда ценность денег для них внутренне выше ценности праздности. Это я наблюдала в Китае, а вот у нас и на Кубе этого нет.

    В конце 80-х, между прочим, у нас в Москве частный извоз был сверхвыгодным делом. Доехать на такси из аэропорта стОило дороже, чем долететь на самолёте из, к примеру, Краснодара. Оно и понятно: таксисты уже "отпустили" цены, а в Аэрофлоте они были ещё советские.

    В любом случае, частный извоз – это несложный и доходный промысел; недаром в него устремились многие, в том числе и высокообразованные люди. Как мне говорили местные, лицензии на мелкий бизнес не выдаются врачам и учителям, но вообще-то запрет легко обойти: лицензия на одного, а работает другой – так всегда и везде обходят подобные запреты.

    Завтра будет продолжение.
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #3 : Понедельник 22 Октября 2012 14:47:17 »
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ - часть 4

    СОЛНЦЕ И МОРЕ

    Лучшие, свежеотремонтированные или даже построенные здания на Кубе – это отели. В этот бизнес одни из первых пришли иностранцы – главным образом испанцы и итальянцы. Иностранный партнёр не может по закону иметь больше 49% в капитале совместного предприятия (у нас тоже так было поначалу), чтобы контроль всё-таки был за кубинской стороной. Это очень правильное решение: Куба – это круглогодичный курорт с дивными пляжами, настолько красивыми, что всё это кажется не реальным пейзажем, а какой-то слащавой картинкой. Если остров Кипр, где нет ни нефти, ни никеля, как есть на Кубе, да и лето там не круглогодичное, всё-таки ухитряется жить за счёт туризма, то уж Кубе – сам бог велел развивать эту отрасль.

    В этом деле без «варягов» не обойтись. Отельный бизнес – очень сложный и весьма капиталоёмкий. Это только кажется: подумаешь – гостиница, чай не космодром и не металлургический комбинат. На самом деле управлять гостиницей – очень трудное дело, тут нужна привычка, длительная традиция этой работы, необыкновенная тщательность, внимание к мелочам, умение со всей строгостью и неуклонностью «строить» персонал… В общем, если они хотят за хорошие деньги привлекать платёжеспособных туристов – им необходим иностранный партнёр и - главное! - иностранный менеджмент. Это, похоже, понимают правильно.

    У нашей 4-звёздочноой гостиницы испанский партнёр, управляется отель прилично, но не без огрехов. Мы как-то сидели в лобби баре, так они ни с того ни с сего развели какую-то широкомасштабную уборку: вообще-то так не полагается, если люди сидят. Мало того – один трудящийся в процессе работы что-то украдкой прихлёбывал из бутылки, завёрнутой в салфетку. Вряд ли воду, иначе зачем таиться? Впрочем, многое искупает дружелюбие персонала. Кажется, что они веселятся вместе с тобой и тебя на самом деле любят. А может правда любят?

    Для канадцев Куба – что-то вроде Турции для нас. Видела я и легендарных «канадских секретарш», прибывающих сюда ради горячих курортных утех с местными мачо. Мачо, в самом деле, хороши – накачены, загорелы, белозубы. В эротическом бизнесе достигнут высокий градус равноправия полов: парней тут крутится не меньше, чем девиц.

    Но 100-процентно иностранным бизнес быть не может, как и частным. Кубинец, заработавший деньги, положим, за границей, отель или завод купить не может. Не продаются они.

    А ВОТ И ТЕНЬ

    В Варадеро на окнах часто встречаются красивые, затейливо сделанные металлически решётки, прямо кружевные какие-то. Встречаются и стулья, сделанные в такой же технике. Мне вообще нравится кованные изделия, и я полюбопытствовала, кто их делает. Говорят: есть частники, ремесленники, некоторые-де для себя делают, ну заодно и на заказ могут.
    - А металл где берут, покупают?
    - Ну, не совсем покупают. Кто работает на фабрике, там остаётся кое-что… Вот используют. Понимаете…
    Преотлично понимаю. Помню ещё из детства, как мой папа, советский директор завода, вёл неравную и безнадёжную борьбу с «несунами».
    И здесь они есть, несуны. У нас они были всегда, и если и истребились, то разве что с истреблением промышленности. Трудно сказать, чего тут больше: социализма, просто дурного менеджмента или национального непочтения к собственности. А может быть, на производственное воровство просто закрывают глаза, как когда-то у нас на привычное и безальтернативное воровство в колхозах и совхозах. Если в рамках – то словно бы и ничего, что-то вроде законного приварка.

    Мастера-индивидуалы изготовляют и красивые витражи, распространённые на Кубе. Откуда берут стекло и металл – я спрашивать не стала. Так что теневая экономика на Кубе есть, да и везде она есть.

    Индивидуалы изготовляют и сувениры для туристов – не слишком разнообразные и сравнительно дорогие. Во всяком случае, с потрясающим изобилием и качеством перуанских рынков кустарных промыслов – никакого сравнения. Единственно, что ценно – это действительно местная и ручная работа – все эти настенные тарелки и магнитные нашлёпки на холодильник. И они, правда, сделаны из глины, тогда как в более передовых странах вся эта мелочёвка давно заказывается в Китае и штампуется из пластика, имитирующего керамику. Ещё в кубинских сувенирах присутствует интересный афро-кубинский художественный стиль – яркий, весёлый, как тамошняя природа.
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #4 : Понедельник 22 Октября 2012 14:48:48 »
ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ - часть 5

    «ЧТО ЖЕ БУДЕТ С РОДИНОЙ И С НАМИ?»

    Что же дальше? Куда ведут кубинские реформы? И кто придёт на смену братьям Кастро, которые уже находятся оба на девятом десятке своего возраста? Этот вопрос оживлённо обсуждается не только на Кубе, но и во всём мире.

    Ведётся ли на Кубе дискуссия о путях развития? Похоже, что ведётся. Член компартии Хорхе рассказал, что люди собираются и свободно обсуждают любые вопросы в местных отделениях так называемого Комитета защиты революции. Вообще, слову «революция» здесь придаётся некий всеобъемлющий смысл: это и Родина, и справедливость, и всё хорошее в жизни. Как пелось когда-то в нашей песне: «Наша Родина – революция, ей единственной мы верны».

    Обсуждение дальнейших путей и судеб революции в этом специфическом смысле слова - ведётся, как я поняла, строго на социалистической платформе. Не потому, что иное запрещается, а просто люди верят в социализм и связывают с ним своё будущее. Социалистический выбор под сомнение, сколь я поняла, не ставится, речь идёт о том, как улучшить жизнь и модернизировать социализм. Об этом же говорят и братья Кастро. На Кубе, кстати, не употребляется слово «реформы» - говорят только об усовершенствовании и углублении социализма.

    В главном месте страны, на необозримо просторной площади Революции, оформленной в типично социалистической эстетике, громадная чёрно-белая мозаика с портретом Фиделя и надписью «Vas bien, Fidel!” – «Хорошо идёшь, Фидель» - что-то вроде «Верной дорогой идёте, товарищи!». «Гордый взгляд иноплеменный», весьма возможно, увидит в этой фразе утончённое издевательство: на фоне развалин, продовольственных карточек, древних авто и тощих зарплат. Но я в этом вижу то самое народное согласие, по-советски говоря - «идейно-политическое единство», без минимума которого невозможно никакое движение вперёд. Особенно невозможен никакой серьёзный манёвр.

    Все, с кем мне удалось пообщаться, с большим уважением и симпатией говорили о руководителях страны. Мне кажется, искренне. Не думаю, чтобы они боялись местной «кровавой гебухи»: трудно предположить, что заезжая туристка, говорящая по-испански с натугой и ошибками, пойдёт туда доносить, да и на кого доносить - знала-то я своих собеседников мимолётно и только по именам.

    Ничего подобного анекдотам и байкам о Брежневе, распространённым в эпоху упадка СССР, здесь нет. Как хотите, но вера в своих вождей – это сила и здоровье народа, а вовсе не дикарская неразвитость, как это у нас принято думать, согласно ходовым интеллигентским воззрениям. Напротив, всепроникающая ирония, скепсис и нигилизм креативных «граждан мира» - признак слабости, упадка и разложения. Так вот на Кубе этого, похоже, нет.

    Потому есть надежда.

    На что? Надежда на то, что народу под руководством своих вождей удастся удачно совершить то, что пока в полной мере не удалось никому – успешно выйти из социализма. («Выйти из социализма» - так называлась популярная в своё время книжка французского экономиста Ги Сормана, посвящённая рыночным реформам в бывших странах советского блока). Наш народ этот манёвр блистательно провалил. Говорю «народ», а не «начальство», потому что начальники – это неотъемлемая часть народа, даже в том случае, когда они впрямую не избираются. В этом смысл известного изречения, что каждый народ заслуживает своего правительства.

    Сейчас много рассуждают о том, что будет после Кастро. Есть мнение, что власть возьмёт военная хунта. Меня совершено не скандализует никакие слова, даже такие ужасные как «хунта», «диктатура», «тоталитаризм». Важно понять, какая жизненная реальность стоит за словами.

    Безусловно, для неразрушительного перехода к рынку необходима диктатура, скажем деликатнее – авторитарное правление. Совершить трудный манёвр можно только крепко держа руль в руках, иначе ситуация неизменно идёт вразнос. Я уже где-то писала: едешь по гладкой дороге с ясный день – можешь придерживать руль одним пальцем и болтать с пассажирами. Едешь по колдобинам в тумане со снегопадом – молчишь и крепко держишь руль. Ровно то же самое в любой управленческой деятельности, независимо от того, чем управляешь: страной или всего-навсего автомобилем. Так что для перехода к новой жизни нужна твёрдость, управляемость и подтянутость. То есть авторитарное правление. Диктатура, если угодно.

    Вопрос в содержательной стороне диктатуры: чего она будет добиваться, какова её программа, каков образ результата? Правитель (индивидуальный, коллективный, любой) должен понимать, чего он хочет. Если он не понимает – всегда найдутся те, кто повернёт дело по-своему и уж конечно к собственной выгоде.

    Важно, чтобы диктатура была национальной. В двояком смысле национальной:
    1) во-первых, чтобы она преследовала национальные интересы,
    2) а во-вторых, понимала бы и чувствовала национальный характер и вообще тот человеческий материал, с которым ей предстоит осуществлять свои планы.

    Любые попытки выйти на дорогу цивилизации с «общечеловеками» – приводят к разрухе и упадку. Это наш опыт Перестройки и всего, что за нею воспоследовало.

    Кубинцы, похоже, привязаны к своей жизни и не стремятся её развалить ради рыночных химер. Куба не стремится идти по российскому пути – разрушения самых основ социализма – плановой экономики, преобладания общественной собственности на средства производства, социальных гарантий трудящимся. Не последнюю роль тут играет наш пример – на этот раз отрицательный. (Прав, прав Чаадаев, считавший, что мы на свет родились, чтобы служить другим народом неким поучением).

    На Кубе, по-видимому, сравнивают своё положение не с самыми богатыми и успешными странами мира, а с чем попроще – с родственными по языку и духу странами Латинской Америки. Тут картина вырисовывается иная, и те скромные блага, которые они имеют, кажутся большой ценностью. Мы-то привыкли сравнивать себя с Америкой, с которой соревновались в гонке вооружений. Вот и пригрезилось нам в Перестройку, что вот только сковырнём надоевший совок с его разрушительным Госпланом и угнетательной КПСС, как тотчас прольётся на нас дивное изобилие, как в Америке или, ладно, для начала как в Италии.

    На Кубе, похоже, замах скромнее: они хотят не перепрыгнуть в чужую жизнь, а стремятся улучшить свою. Есть и понимание того, что, выйдя из социализма, страна сможет войти вовсе не в парадную залу, а на убогие задворки капитализма. Такова судьба ВСЕХ «посткоммунистических» стран – стать периферией передового Запада. Куба не хочет снова стать сахарницей и борделем Соединённых Штатов. К тому и другому она имеет природное предрасположение, но любое предрасположение не фатально, и каждый народ, как и каждый человек, должен и может стремиться осуществить лучший из возможных сценариев своей жизни. Мы осуществили худший, хочется пожелать кубинским товарищам реализовать хотя бы средний.

    Найдётся ли такой лидер? Кто он? Мне лично не известно, но это, очевидно, не значит, что его нет. Сама история порою призывает какого-то совершенно нового лидера для осуществления важной задачи. Сумеет ли народ выдвинуть его из своих рядов – трудно сказать. Чтобы строить предложения, надо не туристически знать тамошнюю жизнь.


    Как может выглядеть «выход из социализма»?

    В первую очередь, надо сохранить подконтрольность ситуации. Для этого во главе должен стоять твёрдый, умный, национально ориентированный, лидер, имеющий ясный план и неуклонно проводящий его в жизнь. Свой собственный план. Никакие иностранные советники никогда не ответят на сакраментальный вопрос «что делать?», вернее, ответят, но ответят в интересах своих стран. А в чьих интересах должны действовать они – в моих что ли? Странная наивность ожидать такое. А ведь ждали… У нас.

    Что можно и нужно сделать в первую очередь? Ни в коем случае не допустить приватизацию в нашем стиле. Частный собственник эффективнее государства только в том случае, если он сам создал свой бизнес (ну или купил за реальные деньги). Если он получил его даром на любых основаниях – его единственным побуждением будет немедленно вытрясти из него всё, что возможно, и выкинуть пустую оболочку.

    Важно ещё и вот что. В социалистических странах предприятия были некими центрами жизни: содержали ЖКХ, соцкультбыт, культуру своих городов. Помню, мой отец, директор завода, очень раздражался, что ему полагалось содержать художественную самодеятельность – «два притопа - два прихлопа», как он выражался. Ничего подобного никакой частник делать не будет, а это означает расползание всей ткани народной жизни, что сегодня происходит у нас, особенно в провинции, в моногородах.

    Приватизация, т.е. попадание предприятий в руки тех, кто не умеет да порой никогда и не пробовал управлять такими имущественными комплексами, особенно в условиях рыночной конкуренции – означает их гарантированное превращение в прах. Поэтому ключевые государственные предприятия должны остаться в руках государства – нефть, никель. Безусловно – энергетика, транспорт. Это системы жизнеобеспечения.

    Открыться Западу, не использовать протекционизм – означает немедленное уничтожение национальной экономики. Разговоры о том, что протекционизм ведёт к застою, - сущая чепуха. Это либо полное непонимание, либо корысть. Да, протекционизм ведёт к застою, но без протекционизма буквально на следующий день застаиваться оказывается нечему: нету просто ничего. (Анекдот в тему. Пациент – психиатру: «Доктор, меня очень беспокоит состояние российской экономики.» - «Да нету никакой экономики. Это Вы, батенька, верно, водочкой балуетесь.»). Такой разворот событий мы блестяще продемонстрировали нашим реформаторским опытом.

    Между прочим, это хорошо понимал Маркс ещё в 1948 г. В «Речи о свободе торговли» он верно говорил, что «покровительственная система способствует развитию свободной конкуренции внутри страны”. Поэтому всякая поднимающаяся национальная буржуазия (как в те времена немецкая), говорил Маркс, решительно требует протекционизма. То, что в сегодняшней России его никто не требует, доказывает только то, что никакой национальной буржуазии, промышленной в первую очередь, у нас нет. И возникнуть она может только в условиях очень разумного и твёрдого протекционизма.

    Экономикой надо умно и решительно руководить. В том числе и действиями в ней иностранных операторов. Следует понимать, кого и зачем мы привлекаем, и чего от этого участия можем ждать. «Придите и володейте нами» - не позиция. Вернее, позиция, но разрушительная. Представление, что рынок сам всё наладит, а потом приедет добрый Штольц и всё обустроит – нелепость, ведущая к развалу, что мы тоже блистательно доказали на своём опыте. Хорошо, если это понимают кубинские товарищи.

    На пути рыночного развития Кубы лежит ещё один булыжник, который сегодня никто не видит. Это – жутко образованное население. Какова их подлинная квалификация – сказать трудно, но формальный уровень образования – потрясающий. У них обязательное 12(!)-летнее школьное обучение и 85%-ный охват высшим образованием. Этому факту принято умиляться и считать громадным достижением и преимуществом. Грамотное, толковое население, умеющее читать книги, – это, действительно, огромная ценность. В третьем мире есть масса стран, где умение читать – редкое искусство. Да и «первом» мире ширится функциональная неграмотность выпускников школ.

    Но всё излишнее, в том числе и образование, – вредно, как питьё витаминов или самая полезная еда. Мы наблюдаем это на примере России, когда у всех дипломы, а качество труда чрезвычайно низкое и вместо толковых работников всё чаще попадаются унылые импровизаторы. С этим столкнётся и Куба, если начнёт модернизироваться и вообще выходить из оцепенения и развивать народное хозяйство. При всеобщем высшем образовании (а 85% - это почти всеобщее, очень массовое, во всяком случае) качество подготовки не может быть иным, как крайне низким: приобрести квалификацию высшего типа способно примерно 10% населения – и это по оптимистической оценке, а если велено учить всех, то планку приходится понижать. При всеобщем охвате высшим образованием из вуза молодой человек выносит единственное твёрдое знание - что простая, а паче того физическая, работа – не для него. Кубе понадобятся трактористы, свиноводы, доярки, электрики, нефтяники, каменщики, а пятилетнее вузовское сидение к подобным занятиям крайне мало располагает. С этой проблемой уже столкнулся современный Запад, но там она решается использованием гастарбайтеров. Какие «таджики» будут поднимать хозяйство Кубы – мне лично неясно. Наиболее активны, физически, по крайней мере, как мне показалось, чернокожие кубинцы: они и метут, и бассейн чистят, и на фабриках, говорят, трудятся исправно.

    Не только экономикой, разумеется, руководить надо. В первую очередь людьми нужно руководить – главным образом в отношении их мышления. Для этого нужна идеология – смесь философии и религии. Необходимо постоянное и повседневное воспитание народа. Похоже, оно ведётся. На Кубе нет расизма, в т.ч. и бытового – это огромное достижение. Это огромное достижение воспитания и вообще идеологической работы. Так когда-то было в СССР. Когда говорят, что дружба народов СССР была искусственной - это глупость. Любые мысли вообще искусственное явление: в природе, как известно, мыслей нет. Сказать людям: «Думайте, что хотите!» (в этом ведь смысл пресловутой «деидеологизации») – это всё равно, что вместо преподавания физики сказать семикласснику: «Наблюдай природу и делай любые выводы». Если человек убеждён, что вещества состоят из молекул, а Пушкин – великий поэт, то убеждён он не оттого, что сам это придумал, а оттого, что ему кто-то это сказал и внушил.

    Поэтому нужна умная и постоянная идеологическая работа, политическая и идейная мобилизация народа. Сумеют это сделать кубинские товарищи – шанс на победу есть. Уронят вожжи, выпустят руль из рук – тогда хана. Так что, как поётся в популярной песне, «Hasta siempre comandante” – “навеки командир”. Без командира – никуда. А при умном смелом командире и малый отряд – боеспосбная единица. Пожелаем им победы.

    P.S. Ещё важная штука - не гнобить социализм. И сохранить прежние символы веры. Социализм имеет много аспектов – экономический, социальный, политический, юридический, разный. Не в последнюю очередь это - своеобразная религия, религия царствия божьего на земле. Надо подумать: что останется в сердцах на месте свергнутого бога? Мамона? Экономикс?
    Это правильно поняли китайские товарищи. Я сама стояла в длинной очереди в мавзолей Мао, состоящей из простых китайцев, которые приехали из разных мест страны и вместе со своими детьми в красных галстуках покупали жёлтые хризантемы вождю. В истории, в жизни народа мифы и символы играют не меньшую роль, чем физические объекты. Сказано же: не хлебом единым.

http://domestic-lynx.livejournal.com/#post-domestic_lynx-50429
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #5 : Понедельник 22 Октября 2012 14:50:07 »
ВЫЙТИ ИЗ СОЦИАЛИЗМА (Размышления на прощание)


    Пожилой итальянец в затейливо сплетённом сомбреро, приехавший по делам гостиничного бизнеса (быть может, легендарный иностранный инвестор), сказал мне на пляже красивую фразу :
    - Пребывание на Кубе развеивает последние остатки социалистических иллюзий.

    Мы со вкусом поболтали; и ему, и мне было приятно поговорить по-итальянски: ему – потому что язык родной, а мне – потому что по-итальянски я говорю гораздо лучше, чем по-испански. Похоже, в молодости мой собеседник как раз разделял эти иллюзии, что немудрено: в 70-е, да и в 80-е годы в Италии за компартию голосовал каждый третий итальянец.
    - Жизнь так хороша и быстротечна, что нет смысла тратить её на социализм, - заключил
    синьор в сомбреро, обведя широким жестом окрестный пейзаж, действительно нереально красивый.
    - Так что же социализм – ошибка? – спросила я.
    - Наверно… - пожал он плечами и отбыл по своим гостиничным делам.

    Так вот ошибка или нет? Помню, в Перестройку как только социализм ни частили: и казарменный он, и убогий, и тупиковая ветвь цивилизации.

    Так, может, правда, - ошибка? Провалился или нет социалистический проект в мировом масштабе? Есть ли возможность «второго подхода к снаряду»? Если да – где, как и когда?

    Мне кажется, дело обстоит вот как.

    Для начала известнейшее наблюдение. В ХХ веке социалистические революции произошли и социалистические режимы установились не в самых богатых и развитых странах, как ожидалось, а вовсе наоборот – в отсталых и даже прямо-таки в полудиких, пардон за неполиткорректность. Собственно, и в России пролетарская так называемая революция случилась при самых жалких процентах (что-то 1-2) пролетариата в населении. То есть социалистические революции произошли отнюдь не по Марксу.

    Этот факт искони смущал правоверных марксистов (марксисты, странным образом, больше, чем представители иных вероучений, склонны к догматизму; я наблюдала это даже и среди итальянцев, вообще к догматизму не склонных). Между прочим, автор купленной и прочитанной мною на Кубе марксистской брошюры под названием «Социализм» некто Фернандо Мартинес, названный в аннотации профессором Гаванского университета, тоже озабочен этим сакраментальным вопросом: почему социалистические революции случились в слаборазвитых странах? Через пять лет можно будет торжественно отметить 100-летие этого великого вопроса.

    Ответ, по-моему, такой. Те социалистические революции, которые произошли – независимо от того, что думали их вожди – оказались по факту революциями догоняющего развития.

    Они были, безусловно, антикапиталистическими, но не в том смысле, как думал Маркс и ортодоксальные марксисты. Они были превентивно антикапиталистическими. Они были направлены не столько против НАЛИЧНОГО в тот момент в стране капитализма (в России он был довольно неразвит, а крупная и серьёзная промышленность была в высочайшей степени иностранная), сколько против капитализма НАСТУПАЮЩЕГО. Антикапиталистическая революция предотвратила движение России по капиталистическому пути и превращение её в периферию (сырьевой придаток, по существу - колонию) Запада. На это обстоятельства обращал внимание С.Г. Кара-Мурза.

    Тот строй, который возник (казарменный социализм, кровавый сталинизм – назовите, как хотите), позволил действительно за десяток лет «пробежать», по выражению Сталина, тот путь индустриализации, который у передовых народов занимал столетие и больше. Этого рода социализм с его максимальной централизацией и огосударствливанием всей хозяйственной жизни обладал ценнейшей особенностью: он позволял быстро сконцентрировать ресурсы на выбранном направлении развития и достичь результата. Никакой рынок сделать это не позволяет. В результате была создана современная промышленность, в преобладающей степени военная и тяжёлая, вообще, базовые отрасли промышленности. И главное, была создана индустриальная инфраструктура: дороги, электростанции, транспорт и т.д. Но ещё главнее – был создан ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ НАРОД – народ инженеров и квалифицированных рабочих, который был способен САМОСТОЯТЕЛЬНО решать самые сложные задачи развития.

    Всё это было достигнуто ценой сверхэксплуатации. Чего? Да всего: людей, природных ресурсов. Индустрия строилась буквально на костях. Как, между прочим, во всех странах, прошедших путь индустриализации. Прочтите Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» или «Пролетариат» Зомбарта – мало не покажется.

    Это был режим жесточайшего форсажа, усугублённого в нашем случае величайшей войной, которую мы выиграли. И выиграли в решающей степени благодаря той самой, построенной на костях, промышленности. Не просто заводам и фабрикам, а наличию всей триады: завод + инженер + рабочий.

    Мы сделали это! – как выражаются наши американские друзья. Мы стали передовой промышленной страной. Этого результата за такие сроки можно было достичь только сверхусилием всего народа под руководством государства. Государство было само крупнейшим и практически единственным экономическим оператором. Государственный социализм позволил невероятное: при скудных возможностях, в условиях разрухи подняться до уровня передовых наций и создать промышленную инфраструктуру самого высокого уровня.

    Это был, вероятно, единственный выход на тот момент. Любопытно, что и нобелевский лауреат по экономике Джеффри Сакс в книжке «Конец бедности» приходит к выводу, что именно современную передовую инфраструктуру, залог и базу всякого роста и прогресса, в развивающихся странах ни при каких обстоятельствах не создаст рынок. Её могут создать только нерыночные силы. Сакс говорит что-то мутное о некой надгосударственной организации стран-доноров, но для нас сейчас это не важно. Важно, что рыночные силы этого не создадут.

    У нас эту роль взяло на себя государство. Больше было некому.

    Но жизнь не может всегда идти в режиме форсажа. Дальше надо было выходить из социализма – по крайней мере, того, каким он был: государственным, военизированным, предельно централизованным и, следовательно, бюрократизированным. Такая задача стояла уже с пятидесятых, сколь я понимаю, годов. Не исключено, что повернись история иначе, Берия с Маленковым ввели бы что-то вроде нэпа. А может, это просто историческая мифология… Явлением этого ряда была и т.н. косыгинская экономическая реформа, трусливо сведённая на нет. Вернее сказать, даже не явлением, а дальними подступами к явлению.

    Вот этот этап выхода из социализма мы и провалили, отпустив в Перестройку вожжи, вернее, бросив руль. В результате потеряли созданное кровью и потом. Что-то пустили по ветру, что-то растащили, что-то подарили своим же геополитическим противникам… Тут совпало несколько крайне неблагоприятных факторов: умственная слабость руководителей, обломовская надежда на друга-иностранца, сыграло свою роль моральное утомление народа, не обошлось и без прямого предательства…

    Но надо понимать, что задача была чрезвычайно трудная и масштабная, НИКЕМ ПРЕЖДЕ НЕ РЕШАВШАЯСЯ – выйти из социализма не на пустырь и помойку, не на исторические задворки, а суметь построить новую, лучшую, жизнь на базе, на основе старой – как её продолжение и развитие. Вот этого-то мы и не сумели. Провалили.

    Повторю для лучшего уяснения (в первую очередь самой себе – я и пишу, главным образом, для собственного уяснения). Государственный социализм советского типа нужен для избежания капиталистического развития в качестве периферии и придатка передовых стран. Этот строй – не навсегда. Это режим форсажа. Он позволяет в исторически короткие сроки создать современную индустриальную инфраструктуру: базовые отрасли, транспорт, связь, энергетика, образование и подготовка кадров. Государственный социализм позволяет маневрировать ресурсами и сосредотачивать их на «направлении главного удара», достигая на этих направлениях высоких результатов при сравнительно скудных ресурсах. Это невозможно при рыночном строе.

    Государственный социализм – это инструмент догоняющего развития и форсированной индустриализации. В этом качестве он показал свою эффективность.

    Когда же искомый результат достигнут – наступает новый, не менее сложный, этап. Этап мягкого демонтажа того, что устарело и отслужило, и замена его на новое. Причём речь идёт не только и не столько о физических объектах, сколько об объектах социальных, организационных и т.п. Это очень трудный манёвр, он требует умного руководства и твёрдой руки – авторитарного правления. Это совершенно не противоречит свободе. Свобода, как учил Наполеон, это хороший гражданский кодекс: что можно – можно, что нельзя – нельзя. Мы, русские, часто понимаем свободу как пугачёвскую вольницу, пугачёвщина у нас вообще как-то очень близко…

    Будет ли вторая серия социализма? Вполне вероятно. Социализм эффективен там, где нужно быстро достичь значительного результата при ограниченных ресурсах. Обратная сторона – гигантское напряжение сил и небрежение всеми другими направлениями развития, кроме избранных. Это режим форсажа. Не случайно государственный социализм очень эффективен во время войны.


    Нельзя исключать, что человечество столкнётся с фатальной нехваткой ресурсов и их придётся распределять «по карточкам» - вот тогда и пригодится опыт государственного социализма. Он может оказаться, эффективнее прежнего, этот социализм-2. Новая технологическая база (главным образом, информационные технологии) позволяет планировать более эффективно, чем это делал отечественный Госплан. Анатолий Вассерман пишет, что будто бы к 2025 г. информационные технологии достигнут возможности эффективного планирования. Что он имеет в виду – не знаю. Эффективно считать межотраслевые балансы? Я ничего не понимаю в информационных технологиях, но вот как врут в отчётности – это знаю. Машина ведь глупая: что в неё заложишь – то и выдаст. Как будут с этим справляться? Впрочем, это детали, сейчас – о принципе.

    Может, и нам, в отдельно взятой стране, придётся наконец перейти от разговоров к работе (кончится нефтяная лафа, например) – тогда многое из нашего же собственного опыта тоже пригодится. Конечно, цитаты из прошлого не бывают дословными, но, сдаётся мне, мы ещё встретимся – мы и социализм.

http://domestic-lynx.livejournal.com/#post-domestic_lynx-50429
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

Оффлайн piwasikas

  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 8161
  • ☭ girmek yasaktir! ☭
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #6 : Среда 12 Декабря 2012 12:58:24 »
вроде, тетка толковая попалась.
интересно пишет.

NO GODS, NO MASTERS
AGAINST ALL AUTHORITIES

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10574
Re: ВЕСТИ С ОСТРОВА СВОБОДЫ
« Ответ #7 : Среда 12 Декабря 2012 13:23:14 »
вроде, тетка толковая попалась.
интересно пишет.

Да, она своеобразная. Я из её ЖЖ здесь регулярно статьи выкладываю. На Круглом столе и в Берлоге и на Империи и в темах про экономику "Маркс был прав..."   :)  У неё интересный журнал
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика