Автор Тема: Кладоискатель. Секретную базу Гитлера в Арктике погубил полярный медведь  (Прочитано 988 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tortilla

  • Редакция
  • Hero Member
  • *****
  • Сообщений: 10582

Перевод: Tortilla
Страна: Германия
Издание: Die Welt
Автор: Флориан Штарк
Дата опубликования: 3 ноября 2016


Секретную базу Гитлера в Арктике погубил полярный медведь



Русский архипелаг Земля Франца-Иосифа считается самой северной береговой точкой Европы и расположен всего в 1000 километров от Северного полюса.

Осенью 1943 там, на Крайнем Севере Советского Союза, приземлились немецкие специалисты и основали метеостанцию. Полгода она поставляла данные, пока не потерпела неожиданное фиаско.


В сентябре 1934 после поражения под Курском армии Гитлера находились в состоянии большого отступления на запад, а подводным лодкам и военному флоту грозило поражение в Атлантике. Вспомогательные немецкие корабли также не имели никаких шансов уйти от бомб союзников. И в эти дни вермахт осуществил отчаянное предприятие: на Крайнем Севере Советского Союза на одном из островов должны были обосноваться немецкие специалисты, чтобы оттуда снабжать военное руководство важными данными о погоде для координаци кораблей и других операций. Не случайно эта секретная база получила кодовое название "Кладоискатель".

И им это действительно удалось, основать стационарную метеостанцию на Земле Александры - крупнейшем острове архипелага Земля Франца -Иосифа, самой северной материковой точке Европы. Защищал базу минный пояс, а снабжали подводные лодки и дальние бомбардировщики.  Продолжалось это до июля 1944. Затем "Кладоискатель" эвакуировали.  Белый медведь принёс к людям опаснейшую инфекцию.  Вскоре затерялись и следы тайной базы в полярном море, расположенной всего в 1000 километрах от Северного полюса.


Русские полярные исследователи  нациоанального парка "Русская Арктика" из северного Архангельска во время своей экспедици к заброшенной немецкой полярной метеостанци периода Второй мировой, обнаружили более 500 предметов.

"О немецкой полярной орперации существует множество мифов, но очень мало документальных подтверждений" - говорит Евгений Ермолов. Русский учёный руководит экспедицией, которая  спустя 72 года должна разыскать и исследовать легендарную полярную  базу нацистов.  Норвежские специалисты в 1990 отыскали о обезвредили немецкий минный пояс. Однако до остатков метеостанции они не добрались.

Подготовка к операции "Кладоискатель" началась в конце 1942. Поскольку лишь немногие из немецких исследователей и солдат имели полярный опыт, в богемской части Исполиновых гор (горный массив на территории Польши и Чехии, наиболее высокая часть Судет, прим. перев.) на высоте 1400 метров был организован учебный центр для метеоподразделений военного флота. Здесь обучались метеорологи, техники и их военные спутники, которые должны были на долговременной базе в Арктике собирать данные.

В начале сентября 1943, когда солнце в последний раз взошло над Землёй Франца-Иосифа, корабль метеослужбы "Кединген" вышел из Киля и взял курс на север. 22 сентября, сопровождаемый одной подводной лодкой, он достиг острова Земля Александры в восточной части архипелага. Команда состояла из четырёх метеорологов, одного техника и пяти солдат.  На возвышенности в пятистах метрах от берега они установили при поддержке экипажа подлодки измерительную станцию, жилые блоки, склады, ангары и даже расчистили посадочную полосу для самолёта.


Остатки метеостанции "Кладоискатель", основанной вермахтом на одном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Русские исследователи наткнулись на них и теперь надеются найти там измерительные инструменты, личные вещи и документы.
Фото: Евгений Еромолов/Национальный парк "Русская Арктика"/Jewgeni Jermolow/Nationalpark Russische Arktis/dpa

Команда "Кладоискателя"  до самого мая 1944 поставляла  метеоданные с "арктической кухни погоды", которые добывались при помощи зондов и баллонов. Наряду с этим они вели суровую борьбу за существование в условиях полярной зимы.  С большим трудом удавалось снабжать станцию при помощи подлодок или самолётов, сбрасывавших необходимое на остров на парашютах. Снежные бураны и белые медведи превращали поиски контейнеров в "штрафные батальоны". Некоторые посылки оставались ненайденными.  Когда консервы - например сардины в масле из Португалии, им окончательно встали поперёк горла, люди отправились на охоту.  30 мая на мушку попался белый медведь, что и привело к катастрофе. Аппетит к свежему мясу был настолько велик, что повар перекрутил мясо на фарш и подал на стол в сыром виде (немцы любят, кстати, сырой бифшткс - фарш, специально приготовленный с луком и специями, прим. перев.) Через несколько дней девять из десяти человек пожаловались на температуру и боли в ногах. Только единственный из всей компании вегетарианец не имел таких симиптомов. Остальные заразились трихинеллами - паразитическими червями, которые попадая из желудка в организм, вызывают диарею и бред (трихинеллы вызывают смертельно опасное заболевание трихинеллёз, прим. перев.) Командование флотом в Осло отдало приказ о немедленной эвакуации.
 

Бомбардировщик дальнего действия Фокке-Вульф Fw 200 C "Condor" занимавшийся снабжением базы с воздуха, позволил провести и эвакуацию

8 июля спасательная команда на дальнем бомбардировщике Фокке-Вульф прибыла на базу, при этом было поврежденно шасси самолёта. Руководитель "Кладоискателя" Вальтер Дреес встретил спасателей "грязными ругательствами". "Он был лишь частично в сознании, казался дезориентированным и требовал чтобы вся четвёрка застрелилась" - описывал находившегося в бреду начальника станции в своём отчёте пилот.

Отремонтированный сброшенными запчастями самолёт был снова готов к полёту. После того, как секретная станция была разрушена настолько, насколько это было возможно, миссия благополучно достигла Тронхейма.  Но ещё до того, как всё предприятие в Арктике было свёрнуто, Красная армия уничтожила группу армий вермахта "Центр", и это привело к крушению Восточного фронта.


Русская экспедиция, которая в 2016 нашла остатки немецкой базы, обнаружила также многочисленные проржавевшие контейнеры, которыми "Кладоискатель" снабжали по воздуху.
Фото: Евгений Еромолов/Национальный парк "Русская Арктика"/Jewgeni Jermolow/Nationalpark Russische Arktis/dpa

Русским исследователям, достигшим летом остатков "Кладоискателя" открылась картина полного запустения. Однако измерительные приборы со свастикой, маскировочные сетки и канистры, как и проржавевшие ручные гранаты и мины разбросаны по гальке острова. "Около 500 предметов удалось собрать - говорит начальник экспедиции Ермолов. - Они будут выставлены в музее национального парка "Русская Арктика", частью которого является и остров Земля Александры. Кроме того, есть предложение законсервировать остатки станции, как памятник.

Заново пробудившийся интерес России к своему Крайнему Северу следует экономическим и военным мотивам.  Речь идёт о правоосновании владения гигантскими нефтяными и газовыми запасами полярных морей.  Уже в 2015 там появилась русская военная база, чей гарнизон из 150 солдат может полтора года существовать в автономном режиме. Её местонахождение: Земля Александры, не очень далеко от "Кладоискателя".

Оригинал статьи


Дополню более подробным переводом из немецкой Википедии

Метеостанция Кладоискатель

Кладоискатель - так в период Второй мировой войны называлось  метеорологическая станция, установленная военно-морскими силами на полярном острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа.  Это была миссия вермахта.

Метеостанции в Ледовитом океане


С самого начала войны военно-морской флот, чьей обязанностью было снабжение метеоданными, исполнял это задание при помощи метеорологических судов (часто переоборудованных из рыболовецких катеров).  По предложению Ганса-Роберта Кнёспеля, под впечатлением от потери многих метеокатеров, с 1941 была запланирована и проведена установка наземных меостанций. Первая из них под названием "Кноспе" (тут возможно игра слов, отсылка к имени автора проекта или буквальный перевод "Бутон", прим. перев.) появилась в октябре 1941 на Шпицбергене.

Метеогруппа Кладоискатель

Для подготовки участников метеогрупп к условим работы, морская метеослужба под началом Кнёспеля организовала в Исполиновых горах учебную базу Золотая вершина. К 1943 среди немецких специалистов, принимавшихся в расчёт, трудно было найти тех, кто обладал бы альпийским или полярным опытом. Для этого и была использована Золотая вершина, чтобы обучать и тренировать неопытных метеорологов в услових (близких) к арктическим.  Первоначально руководителем группы был назначен Хайнц Шмидт, который однако ещё во время учёбы на Золотой вершине получил травмы во время спуска на лыжах, и был заменён на Вальтера Дрееса. Последний уже имел опыт работы в Арктике на станции Кноспе. Вопреки прежней распространённой практике группа не называлась по имени руководителя. По соображениям секретности всё предприятие получило название "Кладоискатель" по аналогии с именем начальника учебной базы Золотая вершина - Х. Шатца (нем. Schatzgräber и H. Schatz, прим. перев.), который в то самое время получил командование над метеогруппой "Контрабас" („Bassgeiger“ ) на северо-востоке Гренландии.

Организация миссии

Руководителю Дреесу подчинялись три вспомогательных инспектора метеослужбы и один техник. Гражданским специалистам придавалось в помощь военное подразделение под командованием лейтенанта Макуса, куда входило два радиста и два обер- ефрейтора.

Метеостанция на Земле Александры


В начале сентября 1943 метеорологическое наблюдательное судно Кединген с участниками группы "Кладоискатель" и большей частью запланированного оборудования на борту вышел из Киля.  Путь к месту назначения лежал через Нарвик и Тромсё. 22 сентября корабль под конвоем подлодки U 387 достиг Земли Александры. С помощью команды подлодки оборудование выгрузили на берег и основали метеостанцию.  С 17 ноября Кладоискатель стал поставлять данные, включая наблюдения за погодой (Obse) и температурами (Temps). В конце полярной ночи Кладоискатель начал дополнительно проводить и высотные измерения ветров при помощи радиобаллонов.  Снабжение станции производилось подлодкой (той же U 387) или посредством контейнеров, сбрасываемых на парашютах самолётом Фокке-Вульф "Кондор".

Предприятие терпит неудачу

30 мая 1944 метеоинспектор Герхард Валлик и обер-ефрейтор ВМС Вернер Бланкенбург убили белого медведя, чьё мясо последний - он же по совместительству и повар метеостанции, переработал на фарш, который и был в сыром виде съеден командой.

Через несколько дней первым с болью в ногах и высокой температурой слёг Бланкенбург, съевший большую часть сырого бифштекса ( Татарин- рубленое мясо с перцем, солю, уксусом, растительным маслом, прим. перев.). За ним в течение месяца заболели другие участники метеогруппы.  Все, кроме санитара Герхарда Хофмана, который не ел сырое мясо, так как был вегетарианцем.  По радио санитарно-медицинской службой военно-морского командования в Осло был поставлен диагноз - трихинеллёз. Миссия была сразу прервана и поступил приказ о немедленной эвакуации посредством Фокке-Вульф Кондор. 

Вывоз группы Кладоискатель

Для оказания соответствующей медицинской помощи заболевшим был направлен штаб-врач доктор Венд из военно-морского госпиталя в Тромсё. Планировалось, что Кондор (бортовой номер F8+RL) 40-й эскадрильи под командованием пилота морской авиации страшего лейтенанта Штанке (который уже выполнял полёты для снабжения Кладоискателя) высадит врача на парашюте. И хотя этот план был составлен и утверждён уже в начале июля, его выполнение откладывалось, так как руководитель станции Дреес, который к тому моменту уже был несколько "не в себе", радировал, что в этом задании и дальнейшей эвакуации нет необходимости.

7 июля пилот Штанке с доктором Вендом на борту, который в ускоренном учебном курсе познакомился с принципом парашютных прыжков в теории и теперь ожидал первого на практике, вылетел к острову.  Однако парашютный опыт для врача так и остался в теории, так как пилот решил посадить самолёт на Земле Александры, при этом было повреждено шасси.  8 июля спасательная группа подошла к станции и приступила к эвакуации команды. Дреес, который отказывался покинуть станцию, встретил спасателей крепкими ругательствами, он был лишь частично в сознании и казался дезориентированным.  Однако доктору Венду, уполномоченому в случае необходимости застрелить вышедшего из подчинения Дрееса, удалось убедить того покинуть базу.

Необходимые для ремонта запчасти были в самое краткое время доставлены и сброшены на парашюте, поскольку для поддержки из Бискарроссы на Бискайе (южная Франция) в Банак (Норвегия) был переведён BV.222 (бортовой номер X4+BH) *

11 июля Кондор с отремонтированным на Земле Александры шасси,  со всеми членами Кладоискателя на борту приземлился в Тронхейме.

Поставленный для защиты базы минный пояс во время экакуации ликвидировать не смогли. Когда ветераны миссии в 50-х узнали, что Советский Союз планирует также основать там метеостанцию, немцы пытались войти в контакт с советским руководством чтобы сообщить о расположении мин, что было, однако, советской стороной проигнорировано.  Мины были обнаружены и обезврежены только в 1990 экспедиций норвежского Полярного института. Старые минные карты метеогруппы Кладоискатель послужили основой. Одна из этих старых немецких мин выставлена в Музее обороны в Осло.

Постороенная экипажем Кондора взлётная полоса использовалась русской исследовательской станцией. Эта временная полоса снова была достроена и использовалась ещё раз в 1992 австрийско-русской экспедицией, проходившей в память о первооткрывателе архипелага Земля Франца-Иосифа Юлиусе Пайере. **

Остатки метеостанции Кладоискатель на Земле Александры русские исследователи обнаружили и задокументировали в 2016.

Литература
   
Franz Selinger: Von Nanok bis Eismitte. Meteorologische Unternehmungen in der Arktis 1940–1945. Convent Verlag, Hamburg 2001
   
Karl Kössler: Operation Schatzgräber. In: Aeroplane Monthly. September 1994   
   
Jukka Piipponen: Operaatio Aarteenkaivaja, 2013

Оригинал статьи

Прим. перев.

* Blohm & Voss BV.222 «Wiking» — немецкий дальний гидросамолёт-разведчик времён Второй мировой войны. BV.222 был крупнейшим гидросамолётом люфтваффе.

В 1936 году авиакомпания Lufthansa сформировала требования к самолёту для трансатлантических перевозок. Победителем выявили самолёт BV.222. созданным под руководством Рихарда Фогта. BV.222 представлял собой цельнометаллическую шестимоторную летающую лодку. BV.222 имел 9 цилиндровый звездообразный двигатель водяного охлаждения Bramo 323R-2. Lufthansa не получила ни одного BV.222 из-за начала Второй мировой войны, все 13 BV.222 были переданы люфтваффе.

ВV.222 применялись как транспортные и как морские разведчики. В июле-августе 1941 ВV.222 совершал полёты между Германией и Норвегией, а в сентябре между Грецией и Ливией. ВV.222 служили как транспортные самолёты на Средиземном море. С 1942 года ВV.222 привлекались для снабжения итало-немецких войск в Ливии, при этом два ВV.222 были сбиты. В 1943 году ВV.222, после модернизации в Германии, были переданы на Атлантическое побережье Франции, где использовались до 1944 года. После окончания войны, самолёты ВV.222 стали английским и американским трофеем. /Википедия/

** Юлиус  фон Пайер ( 1842— 1915) — австро-венгерский исследователь Арктики. Вместе с Карлом Вейпрехтом в 1872 — 1874 годах на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» в ходе австро-венгерской полярной экспедиции открыл острова Земля Франца-Иосифа и составил первую карту архипелага. Своё путешествие по Арктике Пайер описал в книге «725 дней во льдах Арктики» (1876 год; переведена на русский в 1935 году).

Его именем названы:  остров в центральной части Земли Франца-Иосифа, крупный ледник на острове Земля Александры, самая высокая вершина Полярного Урала, расположенная в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области.
« Последнее редактирование: Воскресенье 13 Ноября 2016 19:11:07 от Tortilla »
«Трагедия начнётся не тогда, когда некому будет написать статью в Nature, а когда некому будет прочитать статью в Nature»

 /Михаил Гельфанд/

 

Rating@Mail.ru
Portal Management Extension PortaMx v0.980 | PortaMx © 2008-2010 by PortaMx corp.
Яндекс.Метрика